Система «Net-Школа» как средство создания единого информационного пространства образовательного учреждения и инструмент повышения эффективности управления учебно-воспитательным процессом

Система «Net-Школа» как средство создания единого информационного пространства образовательного учреждения и инструмент повышения эффективности управления учебно-воспитательным процессом

Фадеева Галина Георгиевна, директор  Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п.Опытный Цивильского района Чувашской Республики», (gafadeeva@yandex.ru)

Григорьева Клавдия Ивановна, заместитель директора по УВР  Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п.Опытный Цивильского района Чувашской Республики», (userki08@rambler.ru)

 Аннотация

 В нашей школе проводится целенаправленная работа  работа  по формированию и укреплению школьной инфраструктуры в области ИКТ. В школе оформлены учебные помещения, мини-издательский центр, медиатека, три кабинета информатики в едином стиле и  оснащены современным оборудованием. Также накоплен богатый опыт инновационной деятельности, создана система автоматизированного управления образовательным процессом с  программного обеспечения   «Net.Школа», Программа развития школы, приоритетным направлением которой является подпрограмма информатизации. Развитие школы ориентируется на построение единого  открытого информационного образовательного пространства.

 

За последние годы школа принимала активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование», Комплексного проекта  модернизации образования, федеральных проектов «Реформа системы образования», «Информатизация системы образования». В 2006 году стала победителем среди сельских школ в конкурсе  ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы, на грант Президента Российской Федерации, в  2010 году  заняла первое место в республиканском конкурсе инновационных проектов «ИКТ в профессиональном творчестве работников образования» в номинации «IT-технологий на службе администрации образовательного учреждения». В прошлом учебном году  школа в республиканском конкурсе общеобразовательных учреждений «Образовательная инициатива» в номинации «Современная школьная инфраструктура» стала победителем и   получила денежное поощрение Президента Чувашской Республики в размере 250 тысяч рублей. Эти средства  используются для  реализации проекта «Интерактивный холл – элемент инфраструктуры цифровой школы». Входная зона оборудована  с информационной плазменной панелью для публикации новостей, с интерактивным киоском для вывода информации. Интерактивный холл является главным звеном единого информационного пространства школы, поддерживает контакты и сотрудничество всех  субъектов образовательного процесса и общественности,  это современные материально-технические ресурсы.

Школа имеет официальный сайт, который размещен по адресу  http://www.opytnyi-zivil.edu.cap.ru. Сегодня на сайте представлена информация о школе и ее истории, традициях, учителях. Функционируют сайт детской организации «СМИД», сайт «Музей школы». На странице «Методические разработки» учителя размещают свои творческие работы. Имеется страница для родителей, учащихся и учителей.  Разработаны и пополняются 20 сайтов учителей (67 %), 17 классных сайтов (97%), ведется  деятельность по использованию дистанционных форм обучения. В 2007-2009 г.г.   сайт школы   в конкурсе сайтов ОУ  Цивильского района  занимал 2 место, 2010-1 место. Учитель физики  Никонов Ю.Д. через персональный сайт при поддержке кафедры естественнонаучных дисциплин ЧРИО организовал в 2008-2010 годах республиканскую дистанционную физическую олимпиаду «Вектор»,  в которой активное участие  приняли учащиеся  школ из 14 районов республики и  4 из регионов России.

  Школа подключена к сети Интернет с помощью провайдера NOVONET, действуют школьная медиастудия, видеостудия, фотостудия, школьная мини-типография, медиатека. В школе 1 компьютер приходится на  6 учащихся, 17 из 18  кабинетов оснащены автоматизированными рабочими местами учителя. В школе создана структурированная кабельная система, ресурсами которой оснащено 69 рабочих места ИВК, включая 68 точек доступа в Интернет. Локальная компьютерная сеть объединяет компьютеры в пределах здания учебного учреждения. Позволяет получить доступ к «Медиатеке», мини-типографии, медиастудии, видеостудии, интерактивному холлу, с любого компьютера в школе, подключенного к локальной компьютерной сети.

 В 2009   году  приобретено и установлено программное обеспечение   «Net.Школа». Тогда же началась работа по созданию базы данных, необходимой для того, чтобы максимально быстро начать работу программы. Это программное обеспечение нам позволяет создать действительно единую информационную среду в школе, причем  вовлечь в этот процесс не только сотрудников школы, но и учеников, родителей и общественность через Интернет.

Что система дает:

Учителю:

Это возможность проведения уроков с использованием готовых мультимедийных курсов или разработанных самостоятельно, подключенных к электронному журналу.

Организация тестирования в обозначенные сроки с автоматической обработкой результатов и занесением оценок в электронный журнал и дневник ученика.

Ведение классного журнала с постоянной выдачей результатов успеваемости, в том числе средней оценки за заданный период.

Получение различного вида отчетов.

Разработка и хранение календарно-тематического планирования, причем есть доступ к федеральному перечню учебных изданий и готовому планированию по утвержденным учебникам.

Создание индивидуальных портфолио учителей, учеников, а также портфолио проектов с различными правами доступа.

Администрации:

Получение и обобщение оперативной информации об учебном процессе для принятия управленческих решений.

Ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников, родителей для создания различных списков, отчетов.

Мониторинг движения учащихся.

Создание системы школьного документооборота.

Автоматизированное составление отчетности для управления образования.

Ученику и родителю:

Получение итоговых и текущих оценок об успеваемости и посещаемости.

Возможность сравнения достижений учащегося со средними оценками по классу.

Возможность получения SMS-сообщения с оценками ученика на сотовый телефон родителя, при условии обеспечения родительского доступа через Internet и подключения к соответствующей услуге у оператора сотовой связи.

Всем участникам учебно-воспитательного процесса:

cоздание единой среды обмена информацией в рамках школы (расписание, доска объявлений, каталог школьных ресурсов, портфолио, внутренняя электронная почта, список именинников и т.д.)

Если общеобразовательное учреждение имеет выход в Интернет, то дополнительно оно получает следующие преимущества:

участие в учебном процессе родителей (родитель может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребёнка, общаться с преподавателями и администрацией школы).

возможность дистанционного обучения (удаленное выполнение учащимися домашних заданий, доступ к своему дневнику и расписанию, общение с преподавателями посредством внутренней почты).

составление учебного плана с автоматическим подсчетом нагрузки по классам (что требуется для экономистов);

формирование личных дел сотрудников с электронными фотографиями, множеством полей для различной информации, автоматическим подсчетом стажа, возможностью распечатки в виде документа Word или таблицы Excel, что так часто требуют органы управления;

формирование личных дел учеников с электронными фотографиями, множеством полей, с прикрепленными личными делами родителей, возможностью поиска ученика в алфавитной книге по фамилии;

заполнение электронной книги приказов с автоматическим формированием отчета по движению;

возможность просмотреть наполняемость классов на конкретную дату;

распределение нагрузки учителям в соответствии с учебным планом с автоматическим подсчетом тарификации;

распределение учеников по группам на английский язык, чувашский язык, информатику, технологию, физкультуру;

занесение в систему календарно-тематических планов по различным курсам и профилям и отражение их в электронном журнале;

заполнение расписания и возможность просмотра его в различных ракурсах: по конкретным классам, по учителям, на конкретную неделю, дату, возможность корректировки;

заполнение электронных журналов, выставление оценок, выбор тем из КТП, просмотр назначенных домашних заданий, возможность выставления двойных оценок за один урок;

распечатка оценок учеников класса за заданный период с вклеиванием в дневники;

вход в систему под именем и с паролем ученика или родителя, просмотр доступной им информации: дневника, расписания, доски объявлений, табеля успеваемости, динамики среднего балла по конкретным предметам, сравнение со средним баллом по классу;

возможность организации тестирования с автоматическим выставлением оценок в электронный журнал;

возможность создания электронных портфолио учителей и учеников, портфолио проектов с доступом к данным ресурсам тех, кому автор доверяет;

множество всевозможных отчетов.

Все отчеты формируются автоматически системой с выбором необходимой информации из электронных журналов и личных дел учащихся. Это «основные» отчеты «по классу» (со сравнением результатов за предыдущую четверть) и «по предмету», а также множество дополнительных отчетов, позволяющих провести глубокий анализ учебно-воспитательного процесса. Учителя- предметники выставлют итоговые четвертные, полугодовые, экзаменационные и итоговые оценки в электронный журнал. В свою очередь учителя освобождены от сдачи отчетов по классу и предмету.

   

Хочется надеяться, что система для построения единого информационного пространства «Net-Школа» появится во всех школах нашего района, города и будет осуществлено намерение создания единого районного многоуровневого комплекса.

 Литература

Алексеева Т.М.. Шабашев А.В. Информационная