"Образовательный портал ВЕКТОР как среда развития творческого потенциала школьника"

Образовательный портал ВЕКТОР, как среда развития творческого потенциала школьника

Никонов Юрий Дмитриевич (yuranikonov@rambler.ru)

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Опытный Цивильского района Чувашской Республики» (МОУ «СОШ п. Опытный»)

Аннотация

Сегодня мы много говорим о том, что надо использовать информационные технологии в нашей профессиональной деятельности, то есть в учебно-воспитательном процессе. Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Мы можем смело говорить о том, что любой гражданин имеет доступ к самым разным источникам информации. Процесс информатизации способствует проникновению информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, обеспечивает высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека. Но следует отметить, что в системе школьного образования недостаточно развиты инновационные формы получения образования, например, экстернат, самообразование, дистанционное обучение и др. Мой педагогический стаж составляет 4 года, но вот уже на протяжении 2х лет я работаю над развитием инновационной формы получения образования как дистанционное обучение. В данной статье хочу рассказать о портале Вектор, который дает возможность тьюторского сопровождения обучающихся, с целью развития их творческого потенциала.

Для меня лично, тема «Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе» является актуальной, потому что информационные технологии способствуют повышению качества образовательных услуг, внедрению модели непрерывного образования и повышению квалификации для всего социума вне зависимости от места проживания. Создание и развитие конкурентоспособной и социально ориентированной системы непрерывного образования обеспечит инновационное развитие экономики Чувашской Республики. 

Цель использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе совпадает с государственным запросом, оформленным документально. Так, в ст. 4 п. 2 «Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года» выдвигаются следующие ориентиры:

·       Формирование конкурентоспособной, социально и профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры и здоровья и межличностного взаимодействия и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом.

·       создание условий для функционирования эффективной сети и различных форм получения общего среднего образования (самообразование, дистанционное обучение и др.);

·       разработка и внедрение современных методик дистанционного обучения обучающихся и педагогов с использованием социальных сервисов сети Интернет;

Актуальными задачами на сегодняшний день являются:

  • создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  • разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
  • формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических кадров.
  • подготовка пользователей единой информационной системы.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, но и их умение самостоятельно приобретать и использовать новые знания.

Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания. Информационные технологии в воспитательной системе нашей школы используются по разным направлениям. В своей практике я применяю как традиционные также и инновационные формы деятельности:

1.     Организация классных мероприятий, праздников и концертов, классных часов, творческих игр.

2.     Проектная деятельность.

3.     Установление контактов и общение учащихся и педагогов в режиме Он-лайн с ровесниками и коллегами из других школ и городов.

4.     Еженедельный выпуск школьных телевизионных программ «ВекторTV»

5.     Видеостудия «Вектор».

Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе школы. Дети стали активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, необходимость применения современных технологий настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.

С целью внедрения современных методик дистанционного обучения обучающихся с использованием социальных сервисов сети Интернет мною был создан портал ВЕКТОР http://vektor.moy.su. Портал ВЕКТОР организован для реализации творческого потенциала каждого школьника. Слоган сайта – «Выбери свой вектор успеха». На сайте много интересной и полезной информации не только для учащихся, но и для их родителей. Необходимую информацию здесь обязательно найдет классный руководитель и учитель, прежде всего учитель физики.

Нужно отметить, что добавлять информацию могут зарегистрированные пользователи сайта, а у некоторых учащихся есть даже права модератора. Т.е. дети сами создают среду для реализации своих идей и потребностей. На сегодняшний день на сайте зарегистрировано более 100 пользователей.

Главная страница портала разделена на сектора (зоны): Информационная зона, Зона отдыха, Рабочая зона, Учительская, Зона обучения, Свободная зона.

Информационная зона состоит из следующих разделов: ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ, ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ, ОТЗЫВЫ, РАНГИ И ПРАВА, ЧАВО и ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ.

Зона отдыха состоит из разделов для общения: ФОРУМ, ЧАТ, ДИВАН, ИГРЫ и ЮМОР. Этот сектор предназначен для отдыха, общения, улучшения настроения. Именно в процессе общения усваивается опыт, формируются компетентности, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, моральные и эстетические чувства, складывается характер. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Ведь «хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает».

Рабочая зона состоит из следующих разделов: ДИСТАНЦИОННАЯ ОЛИМПИАДА, КОНКУРСЫ И ПРОЕКТЫ, ОЛИМПИАДА, ЕГЭ и ВИДЕОСТУДИЯ.

В марте этого года мне удалось совместно с ЧРИО провести дистанционную олимпиаду по физике на республиканском уровне. В олимпиаде участвовало около 200 школьников из 42 школ Республики. Конкурсы и проекты позволяют ребенку проверить свои знания и проявить себя. В этом разделе представлена информация о предстоящих конкурсах и проектах.

Демонстрационные варианты, помощь в подготовке, кодификаторы и прочие материалы можно найти в разделе ЕГЭ.

С прошлого года я руковожу школьной видеостудией ВЕКТОР. Моими воспитанниками снято и подготовлено более 30 видеофильмов и роликов, а с этого года  начало работать школьное телевидение «ВекторTV». С лучшими работами можно познакомиться на сайте http://vektor.moy.su. 

Учительская состоит из разделов: НОВОСТИ, МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА. Интересным для учителей окажется копилка методических идей и творческих разработок, которые могут использовать в профессиональной деятельности. Учителя Республики имеют возможность поделиться опытом работы: добавить собственные разработки, материалы к урокам. Методическая копилка поможет найти необходимую информацию для проведения уроков по физике.

Зона обучения рассчитана для дистанционного обучения учащимися и для использования материала учителем на уроке. Сектор состоит из курса физики с 7 по 11 класс. Каждый раздел представляет подробный тематический план со ссылками на интерактивные флеш-модели, раскрывающие физические явления. Присутствует постоянный контакт ученика и учителя через  ПИСЬМО учителю.

Свободная зона состоит из следующих разделов: БЛОГ, ОБЪЯВЛЕНИЯ и КАТАЛОГ САЙТОВ. Блог может вести каждый зарегистрированный пользователь сайта. На сегодняшний день я веду три блога («Блог о блоге», «ТИПсы», «Молодежь, какая она»). В теме «Типсы» я знакомлю ребят с сервисами Интернет, у которых еще нет русскоязычных аналогов. Например, prezi.com, animoto.com, tweeter.com, facebook.com и т.д.

Каталог сайтов постоянно пополняется не только администратором, но и пользователями.

Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире. Возрастает потребность в формировании информационной культуры всех участников образовательного процесса. По моему глубокому убеждению, ценность рационально используемых информационно-коммуникационных технологий состоит в том, что они способствуют формированию познавательной деятельности обучающихся, мотивированию на совместную деятельность. Мною накоплен не малый опыт работы по созданию информационной среды для реализации творческого потенциала обучающихся. Совершенствуется информационная система, обеспечивающая её полноценное функционирование и развитие на перспективу. Создана методическая копилка использования ИКТ в образовательном процессе, которая постоянно пополняется. Наблюдается увеличение числа обучающихся, использующих информационные технологии на основе компетентностного подхода, что составляет главное условие социализации личности школьника. Эти динамические изменения являются ответом на основные направления реализации Национальной инициативы «Наша новая школа» - максимально раскрыть интересы и способности ученика, формировать на этой основе социально компетентную, мобильную личность. В дальнейшем возможна перспектива привлечения к сотрудничеству преподавателей различных дисциплин и ОУ, расширение связей с профессией, что должно заинтересовать еще более широкий круг учащихся.

Литература

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

2.     Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года от 21 марта 2008 года №25

3.     Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.

4.     Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.