УЛУЧШЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

УЛУЧШЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Показателями качества работы школы, правильности выбранной педагогической стратегии всегда оставались дети, уровень их развития. Кто как не дети являются индикатором успехов или неудач учителя?! Если ребенок приходит задумчивым из школы, значит, там что-то не в порядке, писал В. Сухомлинский. И наоборот, веселые и здоровые дети — свидетельство того, что педагогическая теория нашла реальное воплощение в практике. Если же  говорить о более формальных показателях качества образования,  можно отметить следующее.

 В 2010  году поступили в высшие учебные заведения школы 74  %  выпускников, 71% - на бюджетной основе. Выпускники школы в этом учебном году  успешно справились с ЕГЭ, набрав соответствующие баллы, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования.

Школа занимает лидирующие позиции  и по количеству призовых мест по итогам предметных олимпиад среди  школ Цивильского района.Участвуя в республиканских предметных олимпиадах, учащиеся школы  ежегодно занимают призовые места.

     Активно участвуют школьники в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, Интернет-проектах разного уровня. За последние 3 года более 30 учеников стали победителями и призерами республиканских дистанционных олимпиад, конкурсов, более 50 учеников - победителями и призерами  всероссийских дистанционных олимпиад. 100% учащиеся школы охвачены дополнительным образованием.

Во многом  эти достижения  обусловлены тем, что  в течение последних  лет ключевым направлением реализации программы развития школы явилась работа по созданию и развитию современной школьной инфраструктуры: т.е.  совокупности всей материально-технической и методической базы, всех служб школы, а так же связей с организациями, обеспечивающими необходимые условия для деятельности школы в целом.

Согласно новому видению школы, это не просто место, куда приходят дети и подростки, отсиживают на скучных уроках и получают документы о завершении среднего образования. Школа – культурный и научный центр, клуб по интересам, надежный компас для поиска возможностей, раскрытия самого себя. Поэтому приоритетами в совершенствовании инфраструктуры школы  для нас  являются обеспечение  доступа к методическим, информационным и консультационным ресурсам;  оборудование специализированных кабинетов учителей, их техническое оснащение; функционально и эстетически грамотно спланированное школьное пространство, обеспечивающее физическую и психологическую безопасность;  использование информационных технологий; наличие пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения, обеспечение образовательных потребностей ученика, личностный рост; наличие системы поддержки и сопровождения учащихся.

Наша школа расположена в типовом здании  с центральным отоплением, системой канализации и водоснабжения. Здание введено в эксплуатацию в1988 году. В школе имеются спортивный зал, столовая, актовый зал, мастерская по обработке ткани и кулинарии, мастерская по обработке дерева и металла, медицинский кабинет, кабинет психолога, библиотека, зал хореографии и лфк, музей, кабинет психолога,  3 компьютерных  кабинета ( один из них мобильный), тренажерный зал.В школе 69 компьютеров, на один компьютер приходится 6 учащихся. Количество учебных кабинетов, обеспеченных автоматизированным рабочим местом учителя -17( более 60%).Школа подключена к сети Интернет, действуют видеостудия, ), мини-издательский центр, медиатека . В медиатеке имеется более 500 электронных учебников, пособий,  энциклопедий, справочников, а также ЦОР-ы авторской разработки.

         Конечно, модернизация  учебно- материальной базы  дело не одного дня, и даже  не одного года. Важнейшие проекты и программы -как федеральные так и республиканские - стали  основой создания современной инфраструктуры  образования.: проект «Реформа системы образования», НПО, КПМО.В 2010 году 2млн. 680 тыс. руб  выделено школе благодаря реализации республиканского проекта «Комплексная застройка и благоустройство сельских поселений». Большая часть этих средств используется для капитального ремонта  спортивного зала школы.

       Одним из значимых источников финансовых средств для  оснащения учебных кабинетов, приобретения современного лабораторного, спортивного оборудования, методических пособий явились средства, полученные по итогам участия в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в размере 1 млн. рублей. На эти средства были приобретены мультимедийный проектор, интерактивная доска,5 современных компьютеров, спортивные тренажеры, 10 комплексов «Дидактика», мебель для 5 учебных кабинетов, электронные учебные пособия для школьной медиатеки и т. д.

В 2010 г. школа  стала победителем республиканского конкурса «Образовательная инициатива» и выиграла грант для реализации проекта «Интерактивный холл- элемент  инфраструктуры  цифровой школы».Цель проекта – создание нового привлекательно оформленного пространства , которое обеспечит  условия для  вывода на плазменные панели различной информации: а также психологически  адаптировать всех участников образовательного процесса к новой реальности проникновения высоких цифровых технологий во все стороны жизни .

Методическая составляющая инфраструктуры определяется внутришкольным проектом «Профессионал», который служит основой для совершенствования научно-методической работы, ориентированной на непрерывное профессиональное развитие Основное требование к педагогу – способность работать в инновационном режиме, сопровождать развитие ученика. Важнейшими результатами этой работы можно считать то, что  8 учителей школы являются победителями конкурса  лучших учителей  на  грант Президента  РФ, а 5-  на грант Президента ЧР. На базе школы действуют 3 экспериментальные площадки, 1 федерального уровня и 2 республиканского, 56 % педагогов аттестованы на высшую кв. категорию. Педагоги школы являются членами школьных интернет-сообществ, принимают активное участие в различных конкурсах: финалистами международного конкурса образовательных проектов "Диалог - путь к пониманию»стали педагог -психолог Аврамова Н.А. и учитель истории обществознания Никандрова Н.Г. . Краснова С.А. заняла 2 место во II Республиканском дистанционном конкурсе профессионального мастерства учителей биологии в номинации  «Методические разработки внеклассных мероприятий ; во II российском фестивале IT – активных педагогических работников PRO- движение удостоен III места учитель физики и математики Никонов Ю.Д.

 Педагогический коллектив школы является стабильным. 100% учителей прошли курсы компьютерной грамотности. 20 педагогов имеют собственные сайты. Разнообразные формы методической работы (методические дни, психолого-педагогические семинары, педчтения,  творческие объединения учителей и др.), а также деятельность Методического совета школы  способствуют повышению профессионального мастерства педагогического коллектива.

Несколько слов об организационной составляющей инфраструктуры. Наш коллектив- за внедрение технологий открытого образования , и мы открыты для сотрудничества, как с учреждениями образования, так и с различными  учреждениями социума. Одним из успешных примеров такого сотрудничества стало в  2010 году  участие учащихся 9-10 классов и классных руководителей старших классов в «Тренинге профессиональных прорывов» под рук. доктора философских наук Попова А.А., организованных гимназией №5, г.Чебоксары. Центральной темой тренинга являлась тема профессионального самоопределения в современном мире, образовательная задача – разработка сценариев развития рынка профессий к 2020 году. Учителя-участники тренинга для обучающихся 9-10 классов провели школьный тренинг профессиональных прорывов. В июле 2010 года учащиеся школы и классные руководители Маряхичева О.А., Петрова Т.Н. приняли участие в Летних стратегических играх.

Отношения сотрудничества сложились между школой и ЧГНИИСХ ( директор Фадеев А.П.) Центром агрохимической службы «Чувашский» (директор Чернов Г.И.), администрацией Опытного сельского поселения Даниловым Н.В.      Все названные предприятия и учреждения являются учредителями школьных конкурсов «Ученик года», «Лучший классный руководитель года», «Педагог дополнительного образования года» и ежегодно участвуют в награждении победителей в различных номинациях. В честь Года учителя директор Центр агрохимической службы «Чувашский»  Чернов Г.И.учредил гранты  для лучших учителей школы.

Говоря об инфраструктуре школы, я убеждена, дети должны учиться в красивой школе. И здесь я не могу не вспомнить   знаменитое высказывание А. П. Чехова о красоте. И хотя там речь шла о красоте человеческой, несомненно, что все те критерии красоты применимы и по отношению к школе. Красивая школа — это не только (и не столько!) радующий глаз нарядный фасад здания! Это прежде всего то духовное начало, которое она закладывает в души детей. Красивая школа — та, где есть желание детей учиться, а педагогов — работать. Красивая школа должна быть «огнем, мерцающим в сосуде», а не «сосудом, в котором пустота», если говорить словами известного русского поэта Н. Заболоцкого. Красивая школа — это счастливые, одухотворенные дети и мудрые преподаватели; дружный коллектив и атмосфера дружбы, сотрудничества, здорового соперничества. Пусть же как можно  больше детей  учатся именно в таких красивых  школах. .