Система оценки качества образования в школе и оценки результативности труда педагогов

Пыренкова Светлана Владимировна,

зам.директора СОШ п.Опытный

Цивильского района

 

Система оценки качества образования в школе и

оценки результативности труда педагогов

 

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Активно разрабатываются и развиваются общероссийская, региональные системы ОКО. Но начало они берут в школе. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на качество школьного образования, важное место занимает система управления и система его оценки. Вопросы «Как мы управляем имеющимися ресурсами?» и «Как мы узнаем о том, чего достигли?» всегда остаются в фокусе образовательной политики. Варианты ответов на них определяет в сегодняшних условиях сама школа.

В системе образования Чувашской Республики активно внедряются методы программно-целевого управления, программы развития образования стали нормой менеджмента, а внедрение процедур оценки качества позволяет получать объективные и сопоставимые данные. Общая черта современных изменений – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие требованиям общества.

Что подразумевает ОКО? Внутришкольная система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, мониторинговых исследований по оценке качества образования, образовательного процесса и результатов труда педагогов.

В 2008 году в СОШ п Опытный разработана Программа мониторинга, статистики образования, целью которой  является получение объективной информации о состоянии образования, тенденциях, изменениях и причинах, влияющих на его уровень. ШСОКО предполагает сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализ результатов оценки качества образования на уровне школы в сопоставлении и динамике.

Объектами оценки качества образования стали при этом:

- учебные и внеучебные достижения учащихся;

- продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников.

 

Осуществляя свою образовательную политику, школа должна постоянно иметь возможно более объективную оценку качества своих учеников. ШСОКО, разработанная нами, максимально сочетает в себе внутреннюю и внешнюю оценку.

            Блок показателей внутренней оценки качества образования включает традиционные формы текущего внутришкольного контроля, административные контрольные срезы, промежуточную аттестацию учащихся переводных классов, опросы учащихся и их родителей, школьные олимпиады и творческие конкурсы, портфолио ученика, различные статданные )например, количество учащихся, уровень успеваемости и качество знаний, количество медалистов, индивидуальные достижения обучающихся и педагогов, параметры оценки качества материально-технического  обеспечения  образовательного процесса, организации питания  и тд

            Блок показателей внешней оценки качества образования опирается на результаты единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов , осуществляемой муниципальными экзаменационными комиссиями в новой форме. Это, безусловно, отслеживание социальной активности  выпускников, их поступаемость, доля выпускников, подтвердивших или повысивших оценки по результатам ЕГЭ, результативность участия в предметных олимпиадах и творческих конкурсах различного уровня и др..

            Совокупность мероприятий и оценочных процедур ШСОКО дает объективную картину, выявляющую проблемные зоны, западающие точки в образовательном процессе, формирует информационную основу для принятия управленческих решений.

            Ученики знают, что их внеучебные достижения учитываются при промежуточной аттестации в форме переводных экзаменов. С учетом успехов, отмеченных в портфолио личных достижений, выстраивается рейтинг участников ежегодного конкурса «Ученик года» и определяются его лидеры. Отслеживая динамику результативности ЕГЭ как независимой оценки качества образования, мы определяем показатели, требующие серьезного внимапния со стороны педагогов и административной команды, имеем возможность сравнить свои результаты с результатами выпускников ЦР, ЧР, РФ.

              Итоги внутришкольной оценки качества образования являются основой ежегодного аналитического отчета и размещаются на баннере «Управление качеством образования» сайта школы. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц |родителей, общественности|. Ежегодно печатается  публичный доклад о состоянии качества образования  также на официальном сайте в сети Интернет.

 

               Технология внутришкольной оценки результатов труда педагогов ставит в прямую зависимость оплату учителя от результатов работы путем объективного оценивания педагогической деятельности и осуществления на его основе материального стимулирования.

         Задачами проведения оценки результативности деятельности учителей являются:

      проведение системной самооценки учителем собственных результатов профессиональной деятельности;

      обеспечение внешней экспертной оценки педагогического труда;

      усиление материальной заинтересованности учителей в повышении качества образовательной деятельности.

               Отслеживая развитие всего педагогического коллектива и отдельных педагогов, мы имеем возможность выстроить механизм управления качеством образования и ответить на вопросы «Каков психологический климат и уровень взаимодействия с учениками у конкретного педагога?», «Кто из учителей проявил наибольшую методическую активность по итогам учебного года, имеет высокие результаты внеурочной деятельности?». Самое серьезное участие в анализе оценочных процедур принимает Управляющий Совет школы.

     

               В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах профессиональной деятельности педагога. Диагностической информацией являются

- результаты контрольных срезов и их динамика,

– образовательные достижения обучающихся

- методическая и инновационная активность

– уровень квалификации членов педагогического коллектива;

– уровень владения учебными программами и современными технологиями обучения;

– наличие у учителей авторских программ и разработок 

– отношение к инновационной работе;

– готовность к повышению педагогического мастерства

– участие в работе творческих лабораторий;

– личные достижения в профессиональных конкурсах.

Давая ответы на эти вопросы, каждый педагог выделяет "проблему педагогической сущности" и пытается найти ответы на вопросы "Какой результат должен быть в ходе моей педагогической деятельности? Как достичь и измерить этот результат?".

В зависимости от целей и задач, оценка и контроль смогут выполнять различные  функции:

Ориентировать  на дальнейшее продвижение и успех;

диагностировать причины слабых и сильных сторон коллектива и учителя;

контролировать соответствие уровня достижений  принятым нормам;

стимулировать результаты деятельности;

Мы уверены, что регулярность отслеживания эффективности и продуктивности труда, постоянная рефлексия своей деятельности помогут педагогам обеспечивать более высокое современное качество образования, а администрации – эффективно управлять этим процессом.

Обсуждение вопросов развития системы оценки качества образования и качества оказываемых образовательных услуг на различных уровнях  имеет большое значение, особенно в связи с принятием новых образовательных стандартов. В школах района и республики  накапливается  опыт реализации и развития системы оценки качества образования. И сегодня назрела необходимость приведения этой работы в новый формат, когда цифровые ресурсы муниципалитетов и отдельных образовательных учреждений должны стать неотъемлемой частью единого цифрового образовательного пространства Чувашской Республики.

Работа в этом направлении способствует обеспечению стандарта качества образования, аналитическому сопровождению управления качеством обучения и воспитания, прогнозированию основных тенденций развития школы, обеспечению внешних пользователей данными о развитии образования в школе.