Технология продуктивного чтения на уроках литературы в 5-6 классах

Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и внедрения ФГОС (к 300-летию М.В.Ломоносова)»

Технология продуктивного чтения на уроках литературы в 5-6 классах

Пыренкова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ п.Опытный» Цивильского района

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается.  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать[1]». Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), поддержанная заданиями к тексту, обучающими ведению диалога с автором, пониманию текста, что развивает умение видеть в нем не только фактуальную, но и подтекстовую информацию, самостоятельно формулировать главную мысль преобразовывать полученную информацию. Данная технология универсальна. Она эффективна как на уроках русского языка, литературы, так и на уроках истории и природоведения.

В тетрадях по литературному чтению эта работа поддерживается специальными практикумами по работе с текстом. Неизменный интерес учеников вызывают следующие задания:

·        Сравни три произведения искусства об осени: пьесу П.И.Чайковского «Октябрь», картину И.И.Левитана «Золотая осень» и отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень» Нарисуй свою «золотую осень». Запиши наблюдения.

·         Проведи эксперимент. Убери из портретов литературных героев все сравнения. Сделай вывод о роли сравнения в портрете.

·         «Сожми» содержание рассказа до трех предложений.

·         В туман какого цвета закутано, по-твоему, стихотворение А.Блока, М.Светлова, В.Берестова, твои будни. Какую краску ты бы плеснул, чтобы твой «мир стал заманчивей и шире»?

·         Обрати внимание на множество деталей, имеющих цвет и запах, выпиши 2-3 из них.

·         Поразмышляй, какого читателя ждут настоящие стихи др.

Психологи установили, что существуют приемы, которые помогают запустить механизм понимания. Один из таких приемов ученые назвали «диалог с текстом». С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

         Другой важный прием – использование продуктивных заданий, требующих  преобразования информации с целью получить ответ - учит детей решать возникающие перед ними задачи, проблемы. Использование подобных заданий решает цели и задачи литературного образования школьников 5-6 классов. Будучи внутренне связанными, названия учебников и разделов ориентируют на познавательные, личностные интересы школьников определенного возраста: 5й класс – «Шаг за горизонт» (разделы «От чего захватывает дух», «Что можно увидеть с закрытыми глазами», «В лабиринте событий», «Я и другие»);

6й класс – «Год после детства» (разделы «Пролетая над снами», «Сказки для взрослых», «Следы во времени», «Открывая мир вокруг» и др).

Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в   ФГОС:

- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения  понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в  том числе связной письменной и устной речи,  высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.

- метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий) - а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов, б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д., в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности), г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности [2].

Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Опыт разнообразных читательских переживаний развивает эмоциональную культуру, дает ориентиры нравственного выбора. Кроме того, у компетентного читателя развивается функциональная грамотность. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но  имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология продуктивного чтения, предложенная авторами ОС «Школа 2100» и максимально приближенная к естественному процессу чтения, позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.



[1] Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика/ Р.Барт. – М., 1994.

[2] www.school2100.ru / Экспертное заключение о классифицировании комплекта учебников образовательной системы «Школа 2100» для начальной школы как системы учебинков, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.