Вверх по ступенькам к познанию мира
или использование технологии гуманно-личностного образования в обучении английского языка учащихся начальных классов
Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем.
Иоганн Вольфганг Гете.
Согласны ли вы с немецким поэтом, государственным деятелем, мыслителем?
…
Каждый из вас прав. Каждый человек имеет право на свое мнение. Но, не все всегда могут высказать его, в силу самых разных причин.
Как вы думаете, какие это причины, которые могут вам, нам препятствовать в возможности высказаться?
…
И опять вы правы)
Но мы с вами собрались говорить не о нас, правда? О детях. Я думаю, вы не станете со мной спорить, если я скажу, что наряду с любопытством и желанием познакомиться с новым предметом, дети наши испытывают страх и волнение, а вдруг что-то не получится?
Вы согласитесь со мной?
А у старшеклассников нет такой проблемы? Именно, есть!
И эта проблема является нашим главным, если так можно выразиться, противником в изучении английского языка. Сегодня просто очень важно решить эту проблему, чтобы у нас не было препятствий в изучении АЯ.
Так, что же делать? Как быть?
Я проведу с вами мастер-класс, расскажу и покажу вам как работаю над решением данной проблемы на занятии будучи учителем английского языка и в сенсорной комнате как педагог-психолог.
В центре моего внимания находится ученик, которого нужно включить в образовательный процесс, создав ему ситуацию комфорта и успеха. Это ученик 1 класса, соответственно, он любит играть, поэтому, я для себя определила, что ученика нужно оставить в привычной ему игровой ситуации, но, создав при этом образовательную среду (условия для формирования личности и ее развития) вокруг него. Алексей Николаевич Леонтьев(известный психолог, педагог) писал, что успешность решения поставленных целей (в нашем случае — обучения) достигается скорее, если многообразие деятельностей пересекается между собой.
Добрый день, уважаемые коллеги, Давайте сначала познакомимся. Алина, учитель английского языка.
…..
Уважаемые коллеги, я попрошу вас вернуться в детство и выступить в роли первоклассников.
Итак, мальчики и девочки, сядьте в круг, посмотрите на партнера по плечу, на партнера по лицу.
1. Давайте поприветствуем друг друга. Hello! Hello! Отлично, а теперь под музыку, давайте также энергично в такт музыке споем! Спасибо, у вас так хорошо получается.
….
Ребята, у меня есть волшебный мешок. На ощупь, выберите предмет, который вам понравится, и достаньте его из мешка.
…
2. Это ваш друг. Он вам нравится? Придумайте ему имя. Какое пожелаете.
Спасибо, что выполнили мою просьбу. У меня тоже есть друг. Давайте поиграем с ними. А как бы они представились, если бы могли говорить? IamTeddy. На данном этапе есть условие, работаем по кругу, обращаясь сначала к соседу справа, а потом – к соседу слева. Давайте еще по кругу под музыку, веселее!
3. Дети, встаньте, друга оставьте на стуле. Игра «Пантомима». Поиграем? Надо изобразить одну игрушку из нашего круга. Кто угадает идет к своему другу изображает другую игрушку. Свою нельзя.
Спасибо, вы меня очень порадовали.
Приветствуем друг друга еще раз Hello! Hello! А теперь с музыкой.
Придумайте имя своему новому другу. А как бы ваш друг нам представился, если бы он мог говорить? Знакомимся. I amTeddy. А теперь под музыку.
4. игра «Мы актеры» А кто такие актеры? Давайте поиграем в животных? Что я делаю? Изобразите и скажите. Вот как я. Представьте, что мы с вами живем в Англии. В Англии люди говорят на английском языке. Isleep. Ямедведь.
kangaroo – jump
cat – run
fish – swim
parrot – fly
monkey - climb
делаем зарядку под музыку вместе со мной. Ijump. Irun. Ifish. Ifly. Iclimb.
5. РазучиваемIamhappy. Понравилось быть актерами? «Театральное мастерство». Счастливый будет happy. Давайте посмотрим, кто из вас самый счастливый. А теперь под музыку. По кругу.
- А теперь расскажите нам о себе.
Hello! IamTeddy. Isleep. Iamhappy.
Мальчики и девочки, вам понравилось сегодня играть?
….
Спасибо вам, уважаемые коллеги.
Теперь я уже обращаюсь к вам не как к первоклассникам, расскажите о своих ощущениях в 2х 3х словах, которые вы испытываете сейчас, после занятия? Спасибо вам, огромное.
В своей работе с первоклассниками активно применяю технологию гуманно-личностного образования Ш. А. Амонашвили, то есть воспитание человека благородного, когда отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности является основой совместной работы учителя и детей.
Урок в данной технологии – это ведущая форма жизни детей, а не только процесса обучения:урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-игра, урок-жизнь. Это занятие, где всегда найдется минутка для музыки. Педагог выражает свою радость и благодарность, своё дружеское отношение к ребенку, поощряет любое старание ребёнка, его попытки подняться ещё на одну ступеньку своего развития.
На уроке важен процесс общения между учителем и детьми и поэтому очень важно их во время занятия менять местами, чтобы у них была возможность пообщаться с каждым участником занятия.
Работая в кругу, ребёнок слышит и видит всех участников беседы, их лица, эмоции. Работа в кругу способствует развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развития навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (личностные результаты в соответствии с ФГОС НОО). Круг – это гарантия защищенности и уверенности в себе.
Предметная игра, манипуляция с игрушкой, отсутствие боязни сказать что-то неправильно, ведь ученик лишь озвучивает слова своей игрушки.
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями общение рождается в совместной деятельности.
Игра «Пантомима» – это возможность использованияневербального средства общения. Невербальное общение, общение без помощи речевых и языковых средств, передает эмоциональное состояние партнёра по общению, когда инструментом общения становится средства невербального общения как: мимика, жесты, поза. Использование разных средств общения – очень важный и необходимый момент сегодня на уроке, когда идет процесс развития общего образования. Главная мысль технологии гуманно-личностного образования Ш. А. Амонашвили, заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником, что еще раз подтверждает и объясняет важность применения данной технологии сегодня.
Возможности сенсорной комнаты «Волшебный мир» уникальны, незаменимы и значимы для меня, для нас, детей и учителей, родителей нашей школы. А УФ – уголок дает нам возможность превратить сенсорную комнату в настоящую сказку, сочинять и инсценировать свои маленькие шедевры. Видео сказки.Для восприятия, мышления, запоминания информации.
Занятия в сенсорной комнате «Волшебный мир» направлены на развитие познавательных (психических) процессов, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия, устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей, создание положительного эмоционального фона, что ускоряет процесс обучения и развития ребенка.
С помощью сенсорной тропы, массажных мячей дети с удовольствием получают легкий массаж спины, ног и рук. Массаж приносит не только физическое здоровье, но и стимулирует развитие умственных способностей. Занятия в сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент в комплексном развитии детей. Например, тактильная, развивающая панель «Цветное домино» и увлекательный многофункциональный стол «Мозайка» - предназначены для обучения счету, цветам, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, усидчивости, воображения.Панель «Фишки в ряд» для изучения счета, развития воображения, составления рисунков, мозаики, узоров.Песочная терапия и арт- терапия: световой стол для рисования песком - Стол предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения, игровой терапии.
Ширму “Тактильные мешочки”использую для обучения в ходе игрыс самыми разными материалами - маленькие игрушки, например, животные,
Возможности сенсорной комнаты способствуют созданию ситуации успеха и комфорта, что очень важно для первоклассника на начальном этапе изучения английского языка.
Как педагог-психолог и учитель английского языка могу утверждать уровень развития познавательных и психических процессов высок, первоклассники любознательны и проявляют интерес к получению знаний, обладают достаточно хорошей эмоциональной устойчивостью и хорошей работоспособностью. Мои первоклассники перешагнули через «страх» и чувствуют себя комфортно в игровой образовательной среде, которую мы вместе с ними создали.
Я думаю, что мой мастер- класс позволит вам составить представление о моей системе работы и, я смею надеяться, что мой инновационный опыт будет полезен и вам.