Семинар для классных руководителей

Семинар для классных руководителей

Все искусство воспитания состоит в том,

 чтобы ставить молодых людей в условия,

 способные развить в них зачатки ума и добродетели.

К. Гельвеций

23 декабря для классных руководителей проведен семинар «Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства».

Заместитель директора по воспитательной работе Хвостенкова О.А. познакомила педагогов с монографией известного педагога Л. И. Маленковой, которая занимается этой проблемой.

Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды. Именно воспитывающей, т.е. целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности. С точки зрения философско-педагогической понятие «среда» многолико. На воспитывающую среду влияют многие факторы: глобальные, социальные, региональные, конкретно – личностные.

Одна из важнейших забот педагога в организуемом процессе воспитания -это помощь школьникам в социальной адаптации к явлениям окружающего мира.Нередко адаптация - только приспособление, подчинение обстоятельствам. Необходимы же жизненная устойчивость, стремление достичь цели, самореализоваться в культурном, нравственно-психологическом, профессиональном отношении.

Именно поэтому помощь детям (подросткам, юношеству) в социальной адаптации — одна из важнейших гуманистических идей воспитания.Решению проблем адаптации детей к социальным условиям жизни способствует педагогизация среды, т.е. специальная забота о создании воспитывающей среды.

Специальная работа школы и каждого педагога-воспитателя по конструированию и развитию воспитывающей среды включает в себя несколько специальных направлений: создание в «педагогическом пространстве» ребенка (подростка) социокультурной среды развития;  педагогическое влияние на семью как фактор воспитания;  создание и развитие ученического коллектива как среды обитания и самоактуализации ребенка (подростка); содействие детскому движению в школе и вне ее, помощь в создании и функционировании детско-юношеских позитивных организаций и объединений; сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей и взрослых клубного типа (в школе и вне школы); формирование у школьников адекватного отношения к позитивным и негативным (асоциальным и антисоциальным) объединениям;  предметная среда воспитания.

            Современные реалии детства таковы, что напрямую зависят от экономических, политических, социальных факторов. Произошла переоценка ценностей, и как следствие этого — проявление некоторых негативных явлений, связанных с детством: детская безнадзорность и беспризорность; уход в виртуальную сферу через Интернет, где тиражируются штампованныепсевдоценности и др.

Вот почему создание воспитывающей социокультурной среды — одно из главных стратегических направлений в организации и методике воспитания.

Работая в группах, педагоги пришли к выводу, что решить проблемы можно, только действуя последовательно: используя весь воспитательный потенциал школы, сотрудничая с социумом, повышая педагогическую культуру семьи, создавая атмосферу готовности к педагогическому творчеству, открытости новым формам воспитания, конструктивный диалоговый стиль педагогического общения в процессе решения проблем; используя естественное разнообразие методик и технологий обучения и воспитания, развивая взаимодействие, самоуправление и самоорганизацию, показывая образцы настоящей культуры на занятиях,  воспитательных мероприятиях, общении, взаимоотношениях   с позиций истины, добра и красоты.