Формирование ИКТ-компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС

Формирование ИКТ-компетентности  обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС.  Владимирова Татьяна Владимировна,учитель русского языка и  литературы МБОУ «СОШ п.Опытный» Цивильского района Чувашской Республики.

       Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

     Сегодня перед учителем русского языка и литературы стоят очень важные задачи:необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки,обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. И решить их можнов том числе путём применения современных информационных технологий.Задача учителя-словесника –сделать каждый урок привлекательным и по-настоящемусовременным. Для достижения нового качества подготовки школьников по русскомуязыку и литературе я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии.

    Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения:при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний,умений и навыков.Я работаю по следующим направлениям:  - работа с программами МSOffice (Word,PowerPoint,)- работа с ресурсами Интернет. (Интернет-ресурсы, тесты, презентации учебного материала, в том числе разработанные самими учащимися.)- использование готовых программных продуктов; (Яндекс.Диск — облачный сервис, принадлежащий компании Яндекс, позволяющий пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и передавать их другим пользователям в Интернете. Работа построена на синхронизации данных между различными устройствами. В мае 2012 года регистрация новых пользователей была доступна только по приглашениям[1]. В настоящее время регистрация пользователей доступна всем.По состоянию на ноябрь 2016 года, данным сервисом пользуются 15,99 млн пользователей.Основными конкурентами данного сервиса являются Облако Mail.Ru[3]Google ДискDropbox.)

    Их применение позволяет мне как учителю-словеснику одновременно решать ряд проблем:

- помогают повысить уровень своих знаний;

- повысить интерес учащихся к предмету;

- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

- сэкономить время на опрос учащихся;

- дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроке ,но ив домашних условиях. При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса,по коррекции и учёту знанийучащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютераСпециальные интерактивные тренажёры позволяют мне развивать навыкиподготовки учащихся к экзамену в тестовой форме. На этих уроках организуется выполнение всех традиционных упражнений на зрительное восприятие ,вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста.Через Интернет можно найти много различного материала как для использования на уроке , так и для организации внеклассной работы по предмету. Это позволяет мне пополнять банк наглядных и дидактических материалов, критических статей,рефератов,докладов.

     ЯКласс помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей. В основе ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания Genexis — тем самым, проблема списывания решена раз и навсегда.

      На уроках литературы использую прослушивание фонохрестоматии с текстамихудожественных произведений, что способствует выработке у учащихся навыковвыразительного чтения. А электронные словари и энциклопедии помогают ребятамоперативно получать дополнительные знания и использовать их на уроке.

     Применение ИКТ на уроках литературы даёт свои положительные результаты:

- повышает качество обучения;- активное участие школьников в работе научных обществ по литературе;- усиливает интерес к изучению предмета;- помогает повысить информационную плотность урока;

   Применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе,конечно, не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения. Но используя их, я стимулирую интерес ребят к работе с текстовым научным материалом,формирую познавательный интерес, прививаю навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживаю самостоятельность в освоении компьютерных технологий.