ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Пыренкова Светлана Владимировна,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ п.Опытный» Цивильского района

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

            Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать[1]». Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

         В педагогической практике существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), поддержанная заданиями к тексту, обучающими ведению диалога с автором, пониманию текста, что развивает умение видеть в нем не только фактуальную, но и подтекстовую информацию, самостоятельно формулировать главную мысль преобразовывать полученную информацию. Данная технология универсальна. Она эффективна как на уроках русского языка, литературы, так и на уроках истории и природоведения.

 

         В тетрадях по литературному чтению эта работа поддерживается специальными практикумами по работе с текстом. Неизменный интерес учеников вызывают следующие задания:

· Сравни три произведения искусства об осени: пьесу П.И.Чайковского «Октябрь», картину И.И.Левитана «Золотая осень» и отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень» Нарисуй свою «золотую осень». Запиши наблюдения.

· Проведи эксперимент. Убери из портретов литературных героев все сравнения. Сделай вывод о роли сравнения в портрете.

· «Сожми» содержание рассказа до трех предложений.

· В туман какого цвета закутано, по-твоему, стихотворение А.Блока, М.Светлова, В.Берестова, твои будни. Какую краску ты бы плеснул, чтобы твой «мир стал заманчивей и шире»?

· Обрати внимание на множество деталей, имеющих цвет и запах, выпиши 2-3 из них.

· Поразмышляй, какого читателя ждут настоящие стихи др.

         Психологи установили, что существуют приемы, которые помогают запустить механизм понимания. Один из таких приемов ученые назвали «диалог с текстом». С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

          Другой важный прием – использование продуктивных заданий, требующих преобразования информации с целью получить ответ - учит детей решать возникающие перед ними задачи, проблемы. Использование подобных заданий решает цели и задачи литературного образования школьников 5-6 классов.

         Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, заложенных в ФГОС.

Если можно выделить этапы формирования читательской грамотности, то можно выделить и этапы обучения чтению. Чем обучение чтению в основной школе должно отличаться от обучения чтению в начальной школе, чем чтение в старшей школе должно отличаться от чтения в основной школе?

Рассмотрим основные задачи ступеней (начальной, основной и старшей), специфику читательской деятельности учеников и роль учителя на каждой ступени.

1. Начальная школа. Основная задача - научить ребенка вчитываться в слово, фразу, текст.

Ребенок должен понять:

·         что замена, перестановка, пропуск буквы ведут к искажению смысла;

·         что одно неверно понятое или непонятое слово может привести к неверному пониманию текста;

·         что одно пропущенное при чтении предложение, одна незамеченная деталь может привести к неверному выводу.

Ребенок должен увидеть:

·         что одно и то же слово может иметь разное значение в зависимости от контекста;

·         что одна и та же фраза может быть прочитана и понята по-разному в зависимости от ситуации, логического ударения, знака конца предложения, порядка слов;

·         что один и тот же текст, прочитанный по-разному (с разной интонацией, паузами) может быть воспринят по-разному.

Иными словами, у ребенка должна сформироваться привычка внимательно относиться к знакам письменного текста, их расположению, должно возникнуть понимание важности любого знака письменного текста для передачи смысла.

Вторая, не менее важная, задача – формирование активной читательской позиции, установки на понимание (вопросы Правильно ли я понял?, Почему я не понял?)

 Ребенок осваивает стратегии/способы/приемы чтения, направленные на вычитывание смысла текста с опорой на его интонационно-смысловую структуру (логическое ударение (интонационный центр предложения или его части); членение высказывания на интонационно-смысловые части; паузирование; чтение знаков препинания; интонирование (интонационные конструкции); ритм и диалогическое членение текста (установление и обозначение голосом границ реплик и слов автора).

Учитель использует стратегии/методы/приемы, направленные на организацию учебного сотрудничества детей (организация поляризованного образовательного пространства класса, организация на уроке коммуникации «учитель–ученик» на основе «взаимно-активного действия», которое строится по двум замыслам (учителя и ребёнка), введение критериального оценивания).

2. Основная школа. Задача учителя – предложить, а задача ученика – освоить стратегии/способы/приемы чтения, обеспечивающие понимание разного рода текстов в различных ситуациях чтения (с различными целями).

Ученик должен понять:

·         что один и тот же текст читать можно по-разному, в зависимости от того какая цель стоит перед читателем: знакомство, поиск определенной информации, понимание хода рассуждения, изучение неизвестной ранее темы и т.п.;

·         что тексты имеют разное устройство и разное функциональное назначение и что форма текста (жанр) и его назначение взаимосвязаны.

Ученик должен попробовать и научиться:

·         использовать разные стратегии/способы/приемы чтения;

·         создавать «вторичные» тексты (тексты по поводу или на основе читаемых текстов: пересказы, конспекты, рассуждения, «переводы» в иную форму, например, табличную, графическую и под.);

·         искать и находить причину собственного непонимания читаемого текста или причину различного понимания текста разными читателями.

Т.е. следующий шаг состоит в освоении инструмента (средств и способов понимания): стратегиях, направленных на поиск опор в тексте, в зависимости от целей чтения (ключевые слова, тематическая основа, знаки присутствие автора; организация/структура текста); стратегиях, направленных на выявление и заполнение смысловых лакун (поиск незнакомых слов, постановка вопросов к тексту и др.); стратегиях, направленных на сжатие и разворачивание текста; стратегиях, направленных на поиск связей между элементами текста.

Направления действия учителя: включение чтения в какую-либо деятельность; выход за рамки одного предмета (планирование и организация работы с текстом совместно с другими предметниками); сталкивание точек зрения, использование разных типов представления информации; мониторинг читательской грамотности.

3. Старшая школа. Основная задача ученика – рефлексия и совершенствование своих читательских умений.

Ученик должен научиться

·         самостоятельно определять цели чтения и самостоятельно выбирать стратегии в зависимости от цели (гибкость стратегии, уход от алгоритмизации);

·         осваивать новые стратегии/способы/приемы чтения с помощью чтения.

Старшая школа – время, когда объем читаемых текстов максимален, основные инструменты освоены; это время формирования предпочтений в выборе стратегий, свободы в выборе чтения и применении инструмента, возможностей перехода с одной стратегии на другую, выработки индивидуальных читательских стратегий.

Учитель должен помочь ученику в выявлении лакун в его читательском опыте и в поиске способов их заполнения.

Основные принципы обучения чтению

Обучение чтению непрерывно. Оно не заканчивается в начальной школе. В основной и старшей школе оно принимает другие формы.

Чтение – это коммуникация/общение/диалог. Читатель – активный участник коммуникации. М.М. Бахтин писал о том, что речевое общение состоит из высказываний. Всякое высказывание имеет свое начало и свой конец. Говорящий заканчивает свое высказывание, чтобы передать слово другому или дать место его пониманию. А всякое понимание носит активный характер, то есть чревато ответом в той или иной форме. Любой текст, в том числе художественное произведение, - тоже единица речевого общения, звено в цепи высказываний.

Второй принцип можно сформулировать так: создание условий для активного действия ребенка, или ребенок активен в процессе чтения.

Обучение чтению не ограничивается предметом «Литература», а происходит на всех учебных предметах, имеющих дело с текстами.

Чтение и создание текстов неразрывно связаны. Известна фраза М.А. Рыбниковой «От маленького писателя к большому читателю». Речь идет не только и не столько о художественном творчестве детей, сколько о том, что роль автора, примеренная на себя, открывает возможности понимания текста.

Русский язык как учебный предмет – основа для обучения чтению. Внимание к слову, его значению, многообразию возможностей языка для выражения различных смыслов; внимание к устройству разного рода текстов, создание собственных речевых произведений должно иметь целью открыть для ребенка способы понимания.

Чтение как непременное условие школьной жизни. Школьная образовательная среда должна быть насыщена текстами разного рода. Школьники принимают участие в создании этой среды: школьная газета, свободная библиотека с опубликованными читательскими отзывами, написанные школьниками объявления, афиши, участие в создании регламентирующих документов, презентация проектов и т.п.

Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Опыт разнообразных читательских переживаний развивает эмоциональную культуру, дает ориентиры нравственного выбора. Кроме того, у компетентного читателя развивается функциональная грамотность. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология продуктивного чтения, максимально приближенная к естественному процессу чтения, позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

Библиографический список

Абелюк Е.С. Практика чтения: учеб.-метод. пособие. – М., 2017

Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. – М., 2017

Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика/ Р.Барт. – М., 1994.

Шолпо И.Л. Как научить подростка читать? Практические советы учителю 5-7 классов. – М., 2009