ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Афанасьева Надежда Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ п.Опытный» Цивильского района Чувашской Республики
Технология интеллект-карт (ментальных карт) широко сегодня используется в образовании. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Именно метод интеллект-карт способен повысить эффективность образовательного процесса.
В основе интеллект-карт лежит теория радиантного мышления, предложенная Т. Бьюзеном. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами автора: «Что происходит в мозге, когда человек жуёт сочную грушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый миг информации, поступающий в мозг,- каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, ритмический удар, ноту, прикосновение к объекту) – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количества использованных ассоциаций можно считать тем, что называют памятью, т.е. базой данных или архивом…В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть»
Интеллект-карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект–карте расти беспредельно и постоянно дополняться. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга.
Интеллект-карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей
Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:
·вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
·развивать креативность школьников;
·формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
·формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях,, подготовка докладов, написание рефератов, стаптей, аналитических обзоров и т.д.);
·улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся;
·ускорять процесс обучения;
·формировать умения, связанные с контролем собственной интеллектуальной деятельности.
Интеллект- карта имеет четыре существенные отличительные черты:
1)объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;
2)основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
3) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.
4)ветви формируют связанную узловую систему.
Преимущества интеллект‑карты в том, что можно сразу увидеть ее всю взглядом, в линейном списке такого невозможно.
Как же составляются интеллект-карты? Для этого нам можно воспользоваться специальными программами или воспользоваться листом бумаги A4, и при помощи карандашей, ручек и фломастеров мы можем ее создать.
Принципы создания интеллект‑карт:
1. Графическое представление информации. Это главное отличие интеллект-карты от простого конспекта.
2. Активное использование цвета. При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов
3. Основная идея, центральный образ рисуется в центре листа.
2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею и являющиеся направлением для карты.
3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня, раскрывающие идеи написанные на ветках 1‑го уровня. Также они являются подтемами, действиями и т. д в зависимости для чего интеллект‑карта. Дальше этих ветвей следую ветки 3 уровня.
4. По возможности используется максимальное количество цветов.
5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими – в общем, органическими.
6. Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово.
7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
8. Создавать и читать следует по часовой стрелке, начиная от правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, вам необходимо пронумеровать очередность чтения
Одним из требований качественной подготовки учащихся к ЕГЭ является владение большим количеством информации. Именно с этой проблемой сталкиваются учителя, готовя своих учеников к экзамену: необходимо за достаточно короткий период времени вспомнить, повторить, обобщить, систематизировать, закрепить, а, главное, запомнить весь школьный курс по определённому предмету.
«В одно ухо влетело, из другого вылетело». Как часто бывает, что изучили на консультации материал, вроде все поняли, но за 2-3-4 недели промежутка между прочтением и сдачей экзамена все вылетело из головы. И часто, чтобы вспомнить весь материал необходимо заново прочитать 200-300 страниц учебника. А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90% точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанных 200-300 страницах. Именно это и позволяют сделать ментальные карты.
Ментальная карта позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот метод можно использовать для конспектирования. Это - мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Ментальные карты являются промежуточной стадией между размышлениями и переносом мыслей на бумагу.
На уроках русского языка метод интеллект-карт можно использовать и при объяснении нового материала (в этом случае интеллект-карту может представить учитель, и с помощью нее он объясняет новый материал), и при обобщении изученного (в данной ситуации ученики сами, индивидуально или в группе, составляют карту, систематизируя изученный материал), и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ .
При подготовке к экзаменам с помощью интеллект-карт удобно систематизировать материал по конкретным заданиям.
На уроках литературы интеллект-карты помогают ученикам проанализировать информацию критических статей и выявить главные мысли, подготовить выступление о жизни писателя, систематизировать знания об изученном произведении, конспектировать информацию статей учебника и «разворачивать» ее в своих выступлениях.
Думаю, что интеллект-карты – хорошая помощь при подготовке к экзаменам: во-первых, потому, что ученик может систематизировать материал, а во-вторых, потому, что на запоминание информации тратится меньше времени: использование зрительных образов усиливает эффективность запоминания.
Существуют специальные компьютерные программы для создания интеллект‑карт: MindJet Mind Manager, ConceptDraw MINDMAP, MindMapper, xmind, но лучше составлять карты памяти именно руками – это хороший способ отвлечься от компьютера и потренировать свое мышление и фантазию.
Литература.
1. Бьюзен Т. Суперпамять [Текст]: – Минск.: Попурри, 2003. – 208 с.
2. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам [Текст]: – Минск.: Росмэн- Пресс, 2007. -120 с.
3. «Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках»: Методическое пособие. Авторы-составители: В.М. Воробьева, начальник отдела доп. образования детей, Л. В. Чурикова, методист отдела подготовки кадров, Л. Г. Будунова, методист отдела подготовки кадров, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с. с ил.
4. http://www.yugzone.ru/mindmap.htm - Mind map — интеллект-карты
5. http://bershadskiy.ru/ - сайт М.Е.Бершадского – Когнитивные образовательные технологии XXI века