Национально-региональный компонент в преподавании математики как средство развития духовно-нравственных качеств личности.
От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в, то, же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. (В. В. Путин)
Одним из направлений формирования духовно-нравственных качеств личности является введение в образовательный процесс национально-регионального компонента. Я – учитель математики, и на уроках моя работа направлена на реализацию этого направления.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: патриотизм гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Мне и моим ученикам памятны уроки, связанные с прекрасными уголками нашей Родины - Чувашской республики. Вот лишь некоторые темы:
· «Отношение, пропорция, масштаб на карте Чувашской республики»
· «Мой город на уроках геометрии»
· «Реки Чувашской Республики» (урок систематизации знаний по теме «Действия с десятичными дробями»)
Все уроки были наполнены интересными фактами, сопровождались презентациями, сообщениями детей об истории родного края, отчётами с исследовательской работой. К нашей работе с детьми по составлению задач с большим энтузиазмом подключаются родители, помогая собирать материал, связанный с их сферой деятельности.
Краеведческий материал помогает педагогу воспитать из учеников достойных граждан с правильными ценностными ориентирами, именно на это и нацеливают учителей образовательные стандарты второго поколения.
Проектируя урок математики с краеведческим содержанием, я первым делом просматриваю календарь памятных дат. Обсуждаю с учениками, какое знаменательное событие связано с родным городом, республикой или заповедными местами. Вспоминаем наши многочисленные поездки по Чувашии, в которые мы отправляемся с детьми ежегодно, прогулки по родному, любимому городу Цивильску, его историческим улицам и памятным для любого жителя местам.
Приобщиться к культуре и традициям родного края учащиеся 6 класса смогли, работая на проектом «Чувашский национальный орнамент на координатной плоскости», учащиеся 7 класса на уроке алгебры «Чувашские национальные орнаменты в графиках линейных функций». Так выглядели выполненные ими задания-рисунки:
Огромное воспитательное значение имеют задачи, построенные на материале о земляках-героях ВОВ. Такой урок был подготовлен и проведён мной на VI районном методическом фестивале «Уроки математики, информатики в современной школе» (победа в номинации «Творческий подход к проведению уроков»), Самое сложное - составить математические задачи, которые должны содержать достоверную информацию, исторические сведения, факты, словом, связать математику с реальной действительностью.
Вот примеры задач с этого урока.
Задание 1.
Видное место занимает Чувашия по числу Героев Советского Союза. 82 уроженца нашей Республики удостоились этого высокого звания. Половина их сложила свои головы в бою с врагом. Всего героев Великой Отечественной Войны Чувашской Республики 12000 человек. Какую часть всех героев Чувашской Республики составляют герои Советского Союза? Сколько процентов всех героев составляют герои Советского Союза?
Задание 2.
В Цивильском районе 16 сельских поселений. А в Опытном сельском поселении Цивильского района - 8 населенных пунктов. Из поселения было мобилизовано 103 человека. На фронте находились 92 человека. Погибли, не вернулись (пропали без вести) 40 человек. Сколько человек вернулось с войны, сколько процентов составляют погибшие?
Задание 3.
За 4 года войны чувашский народ на борьбу с врагом послал 210 000 лучших своих сыновей и дочерей. Какая часть населения республики была отправлена на войну?
Очень важно в нашей работе проверить умение учащихся применять теоретический материал на практике. Такие уроки способствуют выработке положительной мотивации в обучении, развитию интереса к математике. Значимо и то, что в результате коллективных занятий повышается чувство коллективизма и ответственности учеников.
На теоретическом материале НРК дети из текста выбирают информацию и составляют задачи и задания.
Региональный компонент используется в исследовательской работе моих учеников. Учащиеся, начиная с 5 класса, придумывают задачи, используя по материалы о Чувашской Республике, Цивильском районе, поселке Опытный. Позже некоторые творческие работы перерастают в проекты и исследования: «Задачи на основе краеведческих и исторических данных о возникновении г. Цивильска» Иванов Иван (5А класс 2015г.); «Геометрия Чувашского орнамента» Васильев Владимир (7А класс 2015г), «Задачи о земляке – герое Советского Союза Иванове Павле Ивановиче» Петрова Софья (8А класс, 2016г., 3 место на районном этапе конференции-фестиваля творчества обучающихся «Excelsior»).
Важно отметить, что 23% заданий ЕГЭ по математике составляют прикладные задачи на проверку использования приобретенных знаний и умений в практической повседневной деятельности, таким образом, целесообразно при отработке навыка решения данных задач, включать НРК.
Введение в образовательный процесс национально-регионального компонента обладает огромным воспитательным потенциалом. Материал о Чувашской Республике является очень мощным и неисчерпаемым источником современного математического образования. Поэтому для меня, как для молодого педагога, это хорошая возможность реализовать большое количество проектов и наработок.