Национально-региональный компонент в преподавании математики как средство развития духовно-нравственных качеств личности.

Национально-региональный компонент в преподавании математики как средство развития духовно-нравственных качеств личности.

От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в, то, же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. (В. В. Путин)

Одним из направлений формирования духовно-нравственных качеств личности является введение в образовательный процесс национально-регионального компонента. Я – учитель математики, и на уроках моя работа направлена на реализацию этого направления.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: патриотизм гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Мне и моим ученикам памятны уроки, связанные с прекрасными уголками нашей Родины - Чувашской республики. Вот лишь некоторые темы:

·                   «Отношение, пропорция, масштаб на карте Чувашской республики»

·                   «Мой город на уроках геометрии»

·                   «Реки Чувашской Республики» (урок систематизации знаний по теме «Действия с десятичными дробями»)

Все уроки были наполнены интересными фактами, сопровождались презентациями, сообщениями детей об истории родного края, отчётами с исследовательской работой. К нашей работе с детьми по составлению задач с большим энтузиазмом подключаются родители, помогая собирать материал, связанный с их сферой деятельности.

Краеведческий материал помогает педагогу воспитать из учеников достойных граждан с правильными ценностными ориентирами, именно на это и нацеливают учителей образовательные стандарты второго поколения.

Проектируя урок математики с краеведческим содержанием, я первым делом просматриваю календарь памятных дат. Обсуждаю с учениками, какое знаменательное событие связано с родным городом, республикой или заповедными местами. Вспоминаем наши многочисленные поездки по Чувашии, в которые мы отправляемся с детьми ежегодно, прогулки по родному, любимому городу Цивильску, его историческим улицам и памятным для любого жителя местам.

Приобщиться к культуре и традициям родного края учащиеся 6 класса смогли, работая на проектом «Чувашский национальный орнамент на координатной плоскости», учащиеся 7 класса на уроке алгебры «Чувашские национальные орнаменты в графиках линейных функций». Так выглядели выполненные ими задания-рисунки:

Огромное воспитательное значение имеют задачи, построенные на материале о земляках-героях ВОВ.  Такой урок был подготовлен и проведён мной на VI районном методическом фестивале «Уроки математики, информатики в современной школе» (победа в номинации «Творческий подход к проведению уроков»), Самое сложное - составить математические задачи, которые должны содержать достоверную информацию, исторические сведения, факты, словом, связать математику с реальной действительностью.

Вот примеры задач с этого урока.

Задание 1.

Видное место занимает Чувашия по числу Героев Советского Союза. 82 уроженца нашей Республики удостоились этого высокого звания. Половина их сложила свои головы в бою с врагом. Всего героев Великой Отечественной Войны Чувашской Республики 12000 человек. Какую часть всех героев Чувашской Республики составляют герои Советского Союза? Сколько процентов всех героев составляют герои Советского Союза?

Задание 2.

В Цивильском районе 16 сельских поселений. А в Опытном сельском поселении Цивильского района - 8 населенных пунктов. Из поселения было мобилизовано 103 человека. На фронте находились 92 человека. Погибли, не вернулись (пропали без вести) 40 человек. Сколько человек вернулось с войны, сколько процентов составляют погибшие?

Задание 3.

За 4 года войны чувашский народ на борьбу с врагом послал 210 000 лучших своих сыновей и дочерей. Какая часть населения республики была отправлена на войну?

Очень важно в нашей работе проверить умение учащихся применять теоретический материал на практике. Такие уроки способствуют выработке положительной мотивации в обучении, развитию интереса к математике. Значимо и то, что в результате коллективных занятий повышается чувство коллективизма и ответственности учеников.

На теоретическом материале НРК дети из текста выбирают информацию и составляют задачи и задания.

Региональный компонент используется в исследовательской  работе моих учеников. Учащиеся, начиная с 5 класса, придумывают задачи, используя по материалы о Чувашской Республике, Цивильском районе, поселке Опытный. Позже некоторые творческие работы перерастают в проекты и исследования: «Задачи на основе краеведческих и исторических данных о возникновении г. Цивильска» Иванов Иван (5А класс 2015г.); «Геометрия Чувашского орнамента» Васильев Владимир (7А класс 2015г), «Задачи о земляке – герое Советского Союза Иванове Павле Ивановиче» Петрова Софья (8А класс, 2016г., 3 место на районном этапе конференции-фестиваля творчества обучающихся «Excelsior»).

Важно отметить, что 23% заданий ЕГЭ по математике составляют прикладные задачи на проверку использования приобретенных знаний и умений в практической повседневной деятельности, таким образом, целесообразно при отработке навыка решения данных задач, включать НРК.

Введение в образовательный процесс национально-регионального компонента обладает огромным воспитательным потенциалом. Материал о Чувашской Республике является очень мощным и неисчерпаемым источником современного математического образования. Поэтому для меня, как для молодого педагога, это хорошая возможность реализовать большое количество проектов и наработок.