ПЯТЬ ПОЗИЦИЙ - ПЯТЬ СТЕПЕНЕЙ УЧИТЕЛЯ

Маряхичева О.А.

МБОУ "СОШ п. Опытный"

Цивильского района ЧР

ПЯТЬ  ПОЗИЦИЙ - ПЯТЬ СТЕПЕНЕЙ УЧИТЕЛЯ

Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него в стократ полезнее в будущем, чем высокие истины, худо уложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям.

                                       Пирогов Н. И.

Учитель – нить, связывающая прошлое и будущее. Человек оставляет после себя не  только посаженные деревья и построенные дома. Тленны железо и камень, нетленно другое... Все, что человеком сделано, остается жить в нем самом и в других людях, передается из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения учительская профессия – профессия счастливых людей.

Основой  всей педагогической деятельности должна быть необходимость  в постоянном  самосовершенствовании. Только хорошо образованный   педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом.     

Все вышесказанное заставило меня задуматься о  том, каким же тогда должен быть учитель, какие функции он должен выполнять?

 Ответить на этот вопрос, определить позиции учителя мне помогли « Федеральный  государственный стандарта общего образования» и А. А. Попов, доктор философских наук, начальник Отдела стандартизации и оценки качества образования Федерального института развития образования МОН РФ.

 В стандарте прописаны  задачи, которые должны будут решать педагоги, реализующие основную образовательную программу основного общего  образования.  Остановимся на этих задачах и тех, кто будет их решать.

Задача 1. Реализовать  образовательную программу основной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки-лекции,  семинарские занятия, тренинги, модульные формы,  зачетная система, конференции, выездные сессии).

Эту задачу решает  учитель- предметник, а именно преподаватель- лектор. Это профессионал, хорошо знающий предмет и умеющий донести его до каждого ребенка. Этот педагог должен уметь так построить свои лекционные и другие занятия, так подобрать и сконструировать теоретический материал, чтобы  у ребенка возникало как можно меньше вопросов.

 Задача 2.Подготовить учащихся к осуществлению  процессов самостоятельного знаниевого конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета, понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний).

Эту задачу решает в первую очередь предметный  тьютор. Он готовит ученика к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области  самостоятельности. Этот профессионал работает с предметным интересом ребенка, помогает ему в решении практических задач, работает над устранением пробелов в знаниях и умениях ребенка. Это позволяет постепенно расширять  возможность школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы.

Задача3 .Сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений; организовать и сопроводить конструкторско-исследовательскую деятельность по конкретной профильной теме.

Эту задачу решает научный руководитель . Первичная задача научного руководителя – определить круг направлений исследования, соответствующих возрастным и когнитивным установкам старшеклассника. Он должен помочь определить ученику интересующую  тему, ее актуальность в научных кругах.  Не следует забывать, что именно интерес и желание осуществлять поиск являются залогом успеха предпринимаемой деятельности. В список возможных тем исследований, кроме «интересных» вопросов можно включить и менее увлекательные на первый взгляд, но зато результаты которых могут быть применимы в практической деятельности. Научная работа с раннего возраста поможет воспитать людей действительно интеллигентных и образованных, а важное достоинство этих качеств в том, что людей, обладающих ими, никогда не бывает слишком много.

Задача 4 .Организовать систему социальной жизнедеятельности  и группового проектирования социальных  событий; организовать освоение стартовых методик создания коллектива.

Эту задачу решает в первую очередь социальный педагог. Он должен предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в коллективе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.  Он должен создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.


Задача 5. Организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых оформляется академическая, нравственная и философская позиция учащихся (стажировки, пробы, рефлексивные сессии…); организовать совладение методами самоорганизации и самоопределения.

Эту задачу решает в первую очередь наставник или тьютор - наставник. Он будет помогать ребенку решать проблемы – будь то неуспеваемость или конфликт с учителем. О создании института тьюторства одним из первых  заявил член-корреспондент РАН Александр Кондаков.

 

Я думаю, что образовательное пространство носит так сказать поляризованный характер и задается перечисленным  набором  пяти педагогических позиций, пяти степеней, которые разнокачественны и во многом конкурентны между собой.

Попробуем поразмыслить:  Каждый из нас, учителей – предметников в той или иной мере выполняет функции перечисленных  позиций. Мы  и объясняем тему, и развиваем практические навыки, работаем  в научных обществах и кружках, являемся классными руководителями, а они выполняют функции социального педагога и наставника.  На мой взгляд, идеальный учитель  -  это уникум, профессионал, активно несущий в себе 5 степеней, решающий 5 задач современного образования.  И это есть специфика профессии учителя. Учителя -  совершенно удивительные люди, творцы. Эти люди талантливы, они способны передавать другим образцы поведения, действий. Это совершенно уникальная категория людей. Для них самое главное  – уровень профессиональной подготовки и любовь к детям. Это и есть педагогическое мастерство. Учитель -  мастер в своей педагогической мастерской, в которой является главным режиссером. И  профессиональный взгляд на свою специальность вселяет в учителя  гордость за себя и свою работу, мобилизует на дальнейшее повышение уровня своей компетентности, повышает ответственность за результаты работы школы, помогает лучше решать задачи, возложенные на них как на педагогов.

Литература.

1.     Федеральный государственный стандарт общего образования(проект рабочей группы ИПОП "Эврика") http://www.eurekanet.ru/ewww/info/13761.html

2.     Попов А.А.,  Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения  /  Под ред.  Ермакова С.В. М.: Открытый корпоративный  университет, 2009. 64 с.