ВВЕРХ ПО СТУПЕНЬКАМ К ПОЗНАНИЮ МИРА, ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Михайлова Алина Витальевна

учитель английского языка МБОУ «СОШ п. Опытный»

Цивильского района Чувашской Республики

ВВЕРХ ПО СТУПЕНЬКАМ К ПОЗНАНИЮ МИРА, ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем.

Иоганн Вольфганг Гете.

Согласны ли вы с немецким поэтом, государственным деятелем и мыслителем?

У каждого человека есть свое мнение, и каждый из нас прав. Но, не все всегда мы можем высказать его, в силу самых разных причин.Какие же это причины, которые могут нам препятствовать в возможности высказаться?

Но мы с вами собрались говорить не о нас, о взрослых. Мы сегодня поговорим о детях, о первоклассниках. Я думаю, вы не станете со мной спорить, если я скажу, что наряду с любопытством и желанием познакомиться с новым предметом, они испытывают страх и волнение.

Так, что же делать? Как быть?

В центре моего внимания находится ученик, которого нужно включить в образовательный процесс, создав ему ситуацию комфорта и успеха. Это ученик 1 класса, соответственно, он любит играть, поэтому, я для себя определила, что ученика нужно оставить в привычной ему игровой ситуации, но, создав при этом образовательнуюсреду (условия для формирования личности и ее развития) вокруг него. Известный педагог – психолог Алексей Николаевич Леонтьевписал, что успешность решения поставленных целей (в нашем случае — обучения) достигается скорее, если многообразие деятельностей пересекается между собой.

Я расскажу вам на примере занятия «Знакомство» как работаю над решением данной проблемы на занятии будучи учителем английского языка и педагогом-психологом в сенсорной комнате.

Занятие: Знакомство

Дети сидят в кругу, что позволяет ребёнку слышать и видеть всех участников беседы, их лица, эмоции. Работа в кругу способствует развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развития навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Круг – это гарантия защищенности и уверенности в себе. Главная задача учителя состоит не только в том, чтобы дать ребенку знания, а и в том, чтобы зажечь в душе ребенка огонь познания, разбудить его воображение, мотивировать его.

1.     Приветствие.

Давайте поприветствуем друг друга. Hello! Hello! Отлично, а теперь под музыку, давайте также энергично в такт музыке споем! Спасибо, у вас так хорошо получается.Ребята, у меня есть волшебный мешок. Я помещу его в центр круга, найдите предмет, на ощупь, который вам понравится, и достаньте его из мешка.

2.     Знакомство.

Это ваш друг. Он вам нравится? Придумайте ему имя. Какое пожелаете.

В своей работе с первоклассниками активно применяю технологию гуманно-личностного образования Ш. А. Амонашвили, то есть воспитание человека благородного, когда отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности является основой совместной работы учителя и детей.

Спасибо, что выполнили мою просьбу. У меня тоже есть друг. Давайте поиграем с ними. А как бы они представились, если бы могли говорить? I am Teddy.На данном этапе есть условие, работаем по кругу, обращаясь сначала к соседу справа, а потом – к соседу слева.Давайте еще по кругу под музыку, веселее!

Урок в данной технологии – это ведущая форма жизни детей, а не только процесса обучения: урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-игра, урок-жизнь. Это занятие, где всегда найдется минутка для музыки.Педагог выражает свою радость и благодарность, своё дружеское отношение к ребенку, поощряет любое старание ребёнка, его попытки подняться ещё на одну ступеньку своего развития. Процесс внедрения инклюзивного образования в учебные заведения России делает технологию гуманно-личностного обучения Ш. А. Амонашвили значимой. 

3.     Игра «Пантомима».

Поиграем? Надо изобразить одну игрушку из нашего круга. Кто угадает идет к своему другу изображает другую игрушку. Свою нельзя.

(играем)

Спасибо, вы меня очень порадовали.

Приветствуем друг друга еще раз Hello! Hello! А теперь с музыкой.

Придумайте имя своему новому другу. А как бы ваш друг нам представился, если бы он мог говорить? Знакомимся. I am Teddy. А теперь под музыку. 

Как вы думаете, почему я поменяла местами участников фокус группы? Все очень просто. Общение между людьми, считает Шалва Александрович, это не только средство достижения целей, но и самостоятельная ценность человеческой жизни. Поэтому очень важно на уроке создавать процесс не только передачи знаний, но и процесс общения между учителем и детьми и поэтому очень важно их во время занятия менять местами, чтобы у них была возможность пообщаться с каждым участником занятия.

Игра «Пантомима» – это возможность использования невербального средства общения. Невербальное общение, общение без помощи речевых и языковых средств, передает эмоциональное состояние партнёра по общению, когда инструментом общения становятся средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. Использование разных средств общения – очень важный и необходимый момент сегодня на занятии, когда идет процесс развития общего образования. Знаете, главная мысль технологии гуманно-личностного образования Ш. А. Амонашвили, заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником, что еще раз подтверждает и объясняет важность применения данной технологии сегодня.

4.     Игра «Мы актеры»

А кто такие актеры? Давайте поиграем в животных? Что я делаю? Изобразите и скажите. Вот как я. Представьте, что мы с вами живем в Англии. В Англии люди говорят на английском языке. I sleep. Я медведь.

Kangaroo – jump

Cat – run

Fish – swim

Parrotfly

Monkeyclimb

делаем зарядку под музыку вместе со мной. I jump. I run. I fish. I fly. I climb.

Достижения отдельных учеников были восприняты как радостное событие для всех.

5.     Разучиваем I am happy.

Понравилось быть актерами? «Театральное мастерство». Счастливый будет happy. Давайте посмотрим, кто из вас самый счастливый. А теперь под музыку. По кругу.

6.     А теперь расскажите нам о себе.

Hello! I am Teddy. I sleep. I am happy.

Предметная игра, манипуляция с игрушкой, отсутствие боязни сказать что-то неправильно, ведь ученик лишь озвучивает слова своей игрушки.

 

Так проводятся занятия с использованием технологии гуманно-личностного обучения Ш. А. Амонашвили. Занятия проводятся в сенсорной комнате«Волшебный мир», что позволяет применять ее возможности, которыеуникальны, незаменимы и значимыдля детей и учителей, родителей нашей школы. А УФ – уголок дает нам возможность превратить сенсорную комнату в настоящую сказку, сочинять и инсценировать свои маленькие шедевры – волшебные сказки, что благоприятно влияет на мышление, восприятие и запоминание информации. Занятия в сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент в комплексном развитии детей. С помощью сенсорной тропы, массажных мячей дети с удовольствием получают легкий массаж спины, ног и рук. Массаж приносит не только физическое здоровье, но и стимулирует развитие умственных способностей. Занятия в сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент в комплексном развитии детей. Например, тактильная, развивающая панель «Цветное домино» и увлекательный многофункциональный стол «Мозайка» - предназначены для обучения счету, цветам, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, усидчивости, воображения. Панель «Фишки в ряд» для изучения счета, развития воображения, составления рисунков, мозаики, узоров. Песочная терапия и арт- терапия: световой стол для рисования песком - Стол предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения, игровой терапии. Ширму “Тактильные мешочки” использую для обучения в ходе игры с самыми разными материалами - маленькие игрушки (животные, непосредственно перед изучением темы «Животные» на уроке).

Использование технологии гуманно-личностного обучения Ш. А. Амонашвили и возможности сенсорной комнаты способствуют созданию ситуации успеха и комфорта, что очень важно для первоклассника на начальном этапе изучения АЯ, и помогают провести работу над снятием лингвистических трудностей.

Снятие лингвистических трудностей имеет 3 аспекта:

1.     Фонетические трудности (фонемный состав и интонация: ритм, ударение, мелодика)

Использую разные способы формирования фонетических навыков. Два направления: «Театральное мастерство» и «Играем весело»

2.     Лексические трудности (усвоение лексического состава языка)

Работа над снятием ЛТ также ведется в двух направлениях: «Умные карточки» и «Логическая цепочка».

3.     Грамматические трудности

Использую разные способы, например, «Волшебный поезд», для усвоения грамматических конструкций обучающимися начальных классов.

Вот так интересно и эффективно мы работаем с первоклассниками.

Как педагог-психолог и учитель английского языка могу утверждать уровень развития познавательных и психических процессов высок, первоклассники любознательны и проявляют интерес к получению знаний, обладают достаточно хорошей эмоциональной устойчивостью и хорошей работоспособностью. Мои первоклассники перешагнули через «страх» и чувствуют себя комфортно в игровой образовательной среде, которую мы вместе с ними создали. Школа в переводе с латинского означает «лестница, ступеньки которой ведут вверх», я уверена, что мои первоклассники находятся на первой ступени лестницы, которая ведет вверх.

 

План – конспект урока по английскому языку

Урок изучения нового материала. Урок «Socialrules»

Тип урока и его структура: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель урока:

Формирование умений и навыков устной речи, умения обобщать и систематизировать новые знания по теме.

Развивающие:

 умение использовать новые знания в разных видах деятельности (выполнение упражнений на закрепление, обобщать полученные знания)

Воспитательные:

Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения, учащихся в общественных местах.

В соответствии с ФГОС в процессе урока формируются следующие УУД:

Личностные: формирование ЛУУД идет на протяжении всего урока, в реальных жизненных ситуациях оказывается ученик, оценивание поступка других людей.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;поиск и выделение необходимой информации (модальный глагол из текста)найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.- увеличение словарного запаса

(знакомство с новой лексикой по данной теме);знание грамматических основ построения предложения, выполните проект по теме, подберите пару (упражнения на логику), завершите предложения.

Регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность (целеполагание; прогнозирование и контроль (сверьте свои ответы с эталоном), коррекция (найдите и исправьте ошибки). самоконтроль)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение работать в паре, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться в группе

Главный этап урока – это умение ученика исходя из проблемной ситуации урока обозначить тему, и сформулировать свою цель и задачи, и умение ученика подвести итоги и оценить свой результат в конце урока.

Ход урока:

1.     Приветствие.

T: Hello, boysandgirls! Howareyou?

Ps:…

T: I am glad to see you. Let us introduce ourselves! Mynameis... I am going to be your English teacher at the lesson today.

I have got a hobby. My hobby is reading. Have you got a hobby? What is your hobby? I like English. I am an English teacher. Do you like English?

Ps:…

2.     Просмотрвидеоролика. Учащиесяформулируюттемуурока, целиизадачиурока.

T: I like to watch films and cartoons. Do you like films and cartoons? OK! Letuswatchthecartoon.

(смотримвидео)

T: How do the children behave in the cartoon? Do they behave well or badly?

Can you tell the children in English how to behave? 

So what are we going to study at the lesson today?

T: Welldone! The topic is “Social Rules”.(записываемидаемпереводтемы)

There are many Social rules. We follow the rules in different places, so we have:

School rules, cinema rules, park rules, library rules. These are social rules.

3.     Знакомствосновымифразами по теме.

T: Let us study the rules in English.

(введениеновойлексики)

-turn off the mobile

-wash hands

-swim

-put litter in the bin

-walk the dog

-take photos

-walk on the grass

-walk on the path

-pick the flowers

-be quiet …

4.     Активизация новых фраз (с опорой, без опоры, выполнение заданий: фронтальная и парная работа).

T: Welldone! Now takethe whitepaper.Read the task. Translate the task.Work in pairs.

(Находятпару, задания на презентации)

 

 

T: Great! Now let us check.(Проверяем)

5.     Работа с текстом(yellowpaper).

T: Have you got friends? Do your friends follow the rules?

OK! Let us read the text and see if the children in the text follow the rules.

T: Read the task. Translate the task. (объяснитьзадание)

Read the question. Translate the question.

What is the text about?

(слушаемтекст)

T: What is the text about? The text is about the Park rules.

must  /   mustn’t

T: Read the sentences with must  /   mustn’t.

Translate the sentences.

 

What’s the Russian formust  /mustn’t?

Now, who can tell me if Holly knows the park rules?

T: That is very good! Let us do the next task and see if you know the park rules.

Модальныйглагол. Выполнение заданий для закрепления темы (индивидуальная работа розовый лист).

T: Take the pink paper. Readthetask. Translatethetask. (объяснитьзадание)

T: Timeisup. Change the paper with your partner. Take the red pen. Check the task.

Great! Very nice! You know the rules.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

Jump! Run! Go! You must run! No! You mustn’t run. You must jump! No! You mustn’t jump!

Youmustgo!

 

Дополнительнаяинформацияпропарк.

T: Whatisit? Whatparkisit? Yes, youareright. ItisNikolayevPark. Do you usually visit this park?

Howmustchildrenbehaveinthepark? Use the structure.

6.     Метод проектов (зеленый лист). Самостоятельная работа школьников. Групповая форма работы. Защита проектов.

We mustn’tfollowonlyparkrules!

Now takeoneenvelope(вытягиваютсвоютему). Openit. You are to talk about …

Read the task. Do the project. Work in a group. Get ready to present the project! You have 5 minutes.

7.     Подведениеитоговзанятия.

T: Well, areyoureadywithyour projects? Now let us see if you can tell the boys in the cartoon in English about social rules.

T: Welldone! Yourprojectsareverynice! I see you can tell us rules in English and you can tell the childrenin English how to behave.

I want to present you this booklet. It has our new phrases, exercises. Your HT is to write about Rules in the street.

T: Чемумыдолжныбылинаучиться? Чтобылоинтересным? Чтоновогоузнали? Ктодоволенсвоейработой?

T: This is the end of our lesson.

Последнийслайд.

T: I hope you will follow social rules!

T: Boysandgirls! Itwasgreat to be with you today.