РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ – ОСНОВА БУДУЩИХ УСПЕХОВ СТРАНЫ

Фадеева Галина Георгиевна,

МБОУ «СОШ п.Опытный»

Цивильского района

Чувашской Республики

 

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ – ОСНОВА БУДУЩИХ УСПЕХОВ СТРАНЫ

Одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника. Но ведь дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Общая интеллектуальная и академическая одаренность-это высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Творческая одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Социальная одаренность - исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Двигательно-одаренный ребенок для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы). Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, которому принадлежат эти мудрые слова: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

Для того , чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, поддержать и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно поэтому творческий поиск нашего педагогического коллектива всегда был продиктован стремлением создать в школе среду, в которой ребенок сможет найти себя, реализовать способности и таланты, совершенствовать свое «я». Важной составляющей такой среды является современная школьная инфраструктура : оборудование специализированных кабинетов учителей, их техническое оснащение; функционально и эстетически грамотно спланированное школьное пространство, обеспечивающее физическую и психологическую безопасность; использование информационных технологий; наличие пространства для общения, обеспечивающего возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения, обеспечение образовательных потребностей ученика, личностный рост; наличие системы поддержки и сопровождения учащихся. Школа оснащена новейшим учебным оборудованием. Цифровые микроскопы, спортивные тренажеры, робототехника, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, безграничные возможности Интернета практически для каждого учебного кабинета, медиатека, компьютерные кабинеты, мобильный класс, сенсорная комната - всё это есть в нашей школе. Еще более важным является наличие высококвалифицированных педагогов, способных работать в инновационном режиме, сопровождать развитие ученика. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и с этим невозможно не согласиться.

Формы работы по выявлению и поддержке одаренных учащихся в нашей школе разнообразны.

Педагоги нашей школы используют разнообразные методы выявления одаренных детей: различные методы наблюдения за детьми, социальные психодиагностические тренинги; включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей); организация различных конкурсов, выставок, проектов.

Школа должна научить ребенка сознательно управлять своим развитием. С этой целью в нашей школе введен курс «Самосовершенствование личности» по программе Г.К. Селевко. Автором  построена поэтапная модель развития умений самосовершенствования личности школьника от 1 класса до выпуска из 11 класса:5 класс - Познай себя (самопознание), 6 класс - Сделай себя сам (самовоспитание), 7 класс - Научи себя учиться (самообучение), 8 класс - Утвердить себя (самоутверждение), 9 класс - Найди себя (самоопределение), 10 класс - Управляй собой  (саморегуляция)11 класс - Реализуй себя (самореализация). Ведут уроки по программе «Самосовершенствование личности» классные руководители.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Одним из важнейших условий эффективного обучения детей с разными типами одаренности является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования. Средством выстраивания самостоятельной образовательной деятельности ученика являются индивидуальные образовательные программы учащихся, составленные на основе их интересов и образовательных запросов. Учащиеся совместно с классными руководителями разрабатывают индивидуальные учебные планы, индивидуальные образовательные программы, реализация которых обсуждается совместно с администрацией школы  и родителями один раз в полугодие. В 10, 11 классах обучение ведется по 5 профилям с использованием индивидуальных учебных планов (физико-математический (инженерный) профиль, биолого-химический профиль, социально-гуманитарный профиль, социально-экономический профиль, агротехнологический профиль).

Участие в творческих конкурсах, олимпиадном движении позволяет проявиться разносторонним способностям и интересам учащихся.

Одно из важных направлений работы - это выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций, совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей. В школе реализуются 59 программ дополнительного образования и внеурочной деятельности. Охват учащихся школы дополнительным образованием составляет 100%. С 2012 года реализуется проект «Танцующая школа». Воспитанники хореографической студии «Степ - ап» завоевывают призовые места в конкурсах различного уровня: международного, всероссийского, республиканского, районного. По итогам реализации проекта «Танцующая школа» в Чувашской Республике в 2014 – 2018 годах школа поселка Опытный  неоднократно становилась победителем и призером проекта. Учащиеся школы успешно выступают в спортивных соревнованиях различного уровня. Среди их успехов - призовые места по лёгкой атлетике, шахматам, баскетболу, футболу, волейболу, хоккею, по итогам конкурса ЮИД «Безопасное колесо». В районных юнармейских играх школьные команды «Зарница» и «Орленок» ежегодно завоевывают призовые места. Все учащиеся школы имеют возможность посещать во внеурочное время различные кружки, секции, студии СОШ п. Опытный, Школы искусств п.Опытный им. Михайлова, Центра детского и юношеского творчества, ФСК «Асамат».

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Этому способствует деятельность объединения «Школьная академия наук». Это образовательный проект для подростков и старшеклассников, одаренных и творчески устремленных детей, координирующий учебно-исследовательскую деятельность учащихся в образовательном учреждении. Работа Академии направлена на развитие интеллектуальной и социальной активности, познавательных интересов и самообразования, совершенствование работы с одаренными детьми.  В 2017-18 учебном году на школьный этап конференции было представлено 87 работ («Я-исследователь» - 26, «EXCELSIOR» - 61), в каждой из которых ребята показали умение ставить цели и задачи, находить проблему и решать ее. Участниками конференции стали 103 ученика 1-11 классов школы, выступив в 29 предметных секциях. Работы охватывали самый широкий спектр вопросов, начиная с интересов современной молодежи, источников финансирования выборов и истории криптовалюты, заканчивая защитой профессиограммы, серьезным исследованием производства, передачи электроэнергии и презентацией авторских стихов. Лучшие из лучших представили свои работы в районной конференции «EXCELSIOR », по итогам которой 29 учащихся заняли  25 призовых мест.

Любой ребенок, тем более одаренный, нуждается в том, чтобы его успех был замечен и поддержан. На празднике «За Честь школы» подводятся итоги работы за год, отмечаются и награждаются все, кто отличился в учебе, в спорте, в творчестве, в общественной жизни. В школе разработано Положение о конкурсе «Ученик Года» в номинациях: «Лидер », «Живая энциклопедия», «Восходящая звезда», «Серебряный голос», «Танцор года», »3олотая Маска», «Быстрее, выше, сильнее», «Золотые руки», «Волшебная кисть», «Волшебное перо», « Доброе сердце». Лучшие из лучших участвуют в районном конкурсе « Золотые дети Цивильского района», представляются к стипендии Главы администрации Цивильского района, стипендии Главы Чувашской Республики.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Но эта работа очень важна. Ведь как отметил все тот же замечательный педагог В.А.Сухомлинский, «одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».