Фадеева Галина Георгиевна,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ п.Опытный» Цивильского района
Чувашской Республики
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе, так как успех человека во многом определяется способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. “The old-school model of passively learning facts and reciting them out of context is no longer sufficient to prepare students to survive in today’s world. Solving highly complex problems requires that students have both fundamental skills (reading, writing, and math) and 21st century skills (teamwork, problem solving, research gathering, time management, information synthesizing, utilizing high tech tools). With this combination of skills, students become directors and managers of their learning process, guided and mentored by a skilled teacher. PBL is not just a way of learning; it’s a way of working together. If students learn to take responsibility for their own learning, they will form the basis for the way they will work with others in their adult lives.” (Khushwinder Singh)
Проектные технологии получили в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Их можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Реализация проектной технологии на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.
Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.
При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них, определить способы решения этих задач и найти ресурсы.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов, с анализом и обобщением полученных данных, с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.
Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексию всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.
План-алгоритм работы над проектом можно представить примерно следующим образом:
1) выбор темы;
2) обсуждение формата проекта и его структуры;
3) распределение обязанностей;
4) сбор информации и подходящего иллюстративного материала;
5) обработка информации и способа его подачи или презентации;
6) презентация;
7) обсуждение представленной работы с замечаниями;
8) оценка работы - проекта
Для примера рассмотрим проектную деятельность по теме « Система образования в России. Моя Школа »
Урок 1. Запуск Проекта. Распределение учащихся на команды, мозговой штурм команды Brainstorm.
· Для распределения группы на команды можно использовать разные приемы:
по ряду парт в классе;
по номеру варианта (I и II вариант);
по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
по дате рождения (четное, нечетное число);
по считалочке (см. считалки на английском языке);
по жребию. В корзине могут находиться: листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
Мозаика. Детям выдаются части текста, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста. В дальнейшем этот текст можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом):
Например, при изучении темы « Школа» («Образование»): Education is the passport to the future, for tomorrow belongs to those who prepare for it today. Education is what remains after one has forgotten what one has learned in school и др.
На этом этапе
· выделяется согласованное количество времени для проекта.
· определяется пространство,которое учащиеся будут иметь для проекта. Предоставляются материалы и ресурсы.
· обсуждается главная идея, пишется короткий план, краткий сценарий, распределяются роли.
· учащимся предлагаются опоры, которые обсуждаются совместно в группе. К примеру, следующая:
PROJECT
1.Make a video about the education system in Russia:
11 years at school /Our (my) schoolyears
· Write the script
· Take the pictures or shoot the video
· Sound the video
· Present it to the classmates
Include:
• what students most enjoy about school life.
• what students would like to change about the school.
• how students could be encouraged to learn more.
• additional activities that students would like to try.
Remember to:
• include some comments from other students.
• include some personal comments.
• suggest an overall conclusion
Helpful questions:
1. When did you start school? Do you remember your first day?
2. Who was your teacher at the primary school? How many children were there in your class?
3. What subjects do you study ?
4. What is your daily schedule like?
5. What is your favourite subject at school? Why?
6. Do you have to wear a uniform to school? If so, what does it look like?
7. Do you have any extracurricular activities?
8. Do you get a lot of homework? Do you think it helps you learn?
9. How much sport do you do at school? Is sport important for school kids?
10. Do you enjoy school life? What do you like and dislike about it?
11. Are foreign languages part of the curriculum? If so, which languages?
12. What do you think about your English class?
13. What do you think of our cafeteria (school canteen)?
14. Who was your favourite teacher? What do you remember about him or her?
15. What are your school traditions?
16. What do you like best about your school? What is your best memory from school?
17. What do you like the least about your school?
18. What are the main exams in Russian schools? What do you think about the
19. What changes would you introduce into the system of education in Russia?
Useful sites :http://expo.obr-nauka.ru/users
Don’t forget to mention:
Script by….
Pictures ( the video)…..
Sounded ….
Presentation…..
Урок 2 . Работа в командах.
Команды представляют краткий отчет о работе, обсуждают свою работу с учителем на английском языке. Учитель утверждает название команды, тему и главную мысль. Пишется сценарий фильма, подбираются источники информации, иллюстрации. Проводятся съемки эпизодов. Учащимся дается домашнее задание по завершению работы.
Урок 3. Работа в командах. Обсуждение результатов индивидуальной и групповой работы с учителем. Оценка промежуточных результатов. Монтаж видео фильма с использованием программы Moviemaker.
Важное значение имеет формирование и совершенствование навыков презентации, обучение выстраиванию структуры презентации и обучение использованию фраз-клише. Систематизируется лексика для презентации проекта:
Presentation phrases
Part one – introduction
1. Signaling the start
OK, then, shall we start?
OK, then, I’d like to begin.
Let’s start ...
2. Greeting
Good morning/afternoon, ladies and gentlemen/everyone.
Thank you for coming.
I’m very happy that you’ve come here today.
3. Self-introduction.
My name is ...
I’m from Tzivilsk, Opytny secondary school .
Introducing the subject
Today, I’m going to talk about...
The subject /topic of my talk/presentation/speech is «What should I do today to live happily tomorrow»
4. Stating the purpose
The aim/objective/purpose today is ….
5. Outline (main points/sequencing/length)
I’ve divided my presentation into four parts/sections.
Firstly/First of all...I will speak about the importance of the project
Secondly/then/next..I would like to speak about the results of .my survey
Thirdly / and then we come to my idea of happiness ...
After that....I’m going to talk about / my plan to get to the top (to make my dreams come true )
Finally/lastly/last of all I’d like to analyze/discuss/look at/consider/explain/tell you about/ show you how/speak to you about I’d like to make a conclusion
I’d be glad to answer any questions at the end of my talk.
Part two – main body
So \Well\, I’d like to begin with my first point.
Giving examples
I’d like to give you some examples ...
for instance ...
for example ...
Referring to visuals
Take/Have a look at this graph/table/pie chart/flow chart/bar chart/ diagram/chart
As you can see ...
The next slide/picture/graph shows ..
Part three – ending
1. Signaling the end
That brings me to the end of my presentation.
That completes my presentation.
That covers all I wanted to say today.
Concluding
In conclusion ...
I’d like to conclude by saying ...
As a conclusion, I’d like to ...
Closing
Thank you for your attention / being so attentive/listening.
It was pleasure talking to you ...
Inviting questions
Are there any questions?
Have you got any questions?
2. concluding the questions
Right, if there are no more questions ...
Thank you.
Asking questions
I‘d like to ask about ...
May I ask you a question?
I’m interested in your opinion about ...
I’m interested to know ...
Handling questions
1. clarifying
I didn’t quite catch that.
Could you go over that again?
Sorry, I’m not sure what you mean.
2. playing for time
That’s a good/interesting/difficult point/question/comment.
saying you don’t know
I’m sorry I don’t have that information at this moment.
I’m afraid I don’t know at the moment.
3. avoiding giving answers
Can we talk about that on another occasion?
I don’t have the figures with me.
I’m sure Mr/Ms ... could answer this question.
checking if the questioner is satisfied
Does that answer your question?
Is that clear?
Can we go on?
Урок 4. Презентация, оценка, самооценка работы.
· Оценка и самооценка проводятся с использованием различных заданий:
Напрнимер:
Questions for Students
Content Knowledge
· What new content did you learn while working on this project?
· Did you know more or less than you expected?
· What surprised you?
· What else would you like to know about the topic?
Collaboration & Teamwork
· How did your work and actions contribute to your team’s success?
· What was the hardest part of about working in a team?
· What was the best part?
Technology & Communication
· What new skills did you learn?
· What else do you want to learn how to do? Peer-assessment on each of the Groups.
· Read the following items carefully.
Оценка работы учителем. Вручение сертификатов. Важно, что вы обсуждаете проекты честно говоря о недостатках, показываете, как высоко вы оцениваете усилия учащихся, комментируете и критикуете их работу для того, чтобы показать им, как улучшить процессы и продукты.
“One of the major advantages of project work is that it makes school more like real life. It’s an in-depth investigation of a real-world topic worthy of children’s attention and effort.”(EDUCATION RESEARCHER SYLVIA CHARD )
Нельзя не согласиться с тем, что « одно из главных преимуществ проектной работы заключается в том, что это делает школу более похожей на реальную жизнь. Это углубленное исследование темы, связанной с реальным миром, достойной внимания и усилий детей ” (Исследователь образования Сильвия Чард).
Использованная литература:
1. Project Work As A Tool To Develop 21st Century Skills In Learners, Khushwinder Singh, http://www.progressiveteacher.in/project-work-as-a-tool-to-develop-21st-century-skills-in-learners/
2. Describing projects http://inyaz-school.ru/describing-projects-delaem-opisanie-proektov-na-anglijskom-yazyke/
3. Coffey, H. (n.d.). Project-based learning. Retrieved from http://www.learnnc.org/lp/pages/4753
4. Alec Patton.Work that matters. The teacher’s guide to project-based learning http://www.innovationunit.org/wp-content/uploads/2017/04/Work-That-Matters-Teachers-Guide-to-Project-based-Learning.pdf
5. Why Project Based Learning (PBL)? http://www.bie.org/