ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Садретдинова Зульфия Асхатовна,

учитель истории и обществознанияМБОУ «СОШ п. Опытный»

Цивильского района Чувашской Республики

 

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

    В основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
    Технология проблемно – диалогического обучения  дает возможность ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно овладеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Данная технология выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

 Технология проблемно-диалогического обучения является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;                                                        

 - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

     Проблемно – диалогическая  технология  базируется   на    концепции  А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа. Данная образовательная система разработана и апробирована Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л.

      Проблемно – диалогическая  технология  позволяет заменить традиционное  объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний  учениками. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.

     В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.  Вместо объявления темы урок начинается с создания проблемной ситуации – ученикам предъявляются  два противоречивых мнения, факта. Осознание противоречия вызывает удивление, а вопросы учителя ориентируют учеников на самостоятельное формулирование учебной проблемы – основного вопроса урока, вытекающего из противоречия. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

Постановка проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы

Поиск решения

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к знанию диалог

Сообщение знания

     Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

      Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Этапы проблемно-диалогического урока:

·         Создание проблемной ситуации  (5–7 минут)

·         Формулирование проблемы

·         Выдвижение версий, гипотез (+ 2-3 минуты)

·         Актуализация  имеющихся знаний

·         Планирование деятельности (+ 5-10 минут)

·         Поиск решения (открытие нового знания) (+ от 10 до 20–25 минут)

По пунктам содержания урока: 1….., 2….,  и т.д.

·         Выражение решения. Применение нового знания (+5-10 мин)

·         Домашнее задание (+ 2 минуты). (Домашнее задание задается по технологии «Перевернутый класс».  Когда вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.)

     Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

     Уроки, построенные на технологии проблемно-диалогического обучения способствуют развитию у обучающихся:

·        способности самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения;

·        самостоятельности в поиске учебного материала;

·        развитие мышления обучающихся;

·        способности высказывать и аргументировать свою позицию;

·        способности работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию, что в полной мере отражает требования стандарта.

    Каждая педагогическая технология, каждая группа методов и приёмов объективно имеют свои возможности для формирования у обучающихся многообразных умений и навыков самоорганизации, самостоятельности и творчества, создания климата саморазвития.

Технология проблемно-диалогического обучения позволяет не только успешно рассматривать различные довольно сложные темы курса, но и развивать у обучающихся самостоятельность, способность находить материал, интерпретировать его, высказывать свою позицию, аргументировать ее, вести цивилизованный диалог.

 

Опыт применения данной технологии также можно рассмотреть через модель проблемно – диалогического урока

Урок истории в 7 классе на тему: «Опричнина»

Цели:

1.     Учить выявлять положительные и отрицательные черты самодержавного правления, определять основные проявления опричнины;

2.     Определять причины введения опричнины Иваном Грозным и ее последствия;

3.     Дать ученикам возможность оценивать  методы, которые использовал российский царь для укрепления собственной власти.

1 этап Создание проблемной ситуации  (5–7 минут)

Сегодня на уроке мы поговорим о власти.

·        Что такое власть? (Власть – способность и возможность одних осуществлять свою волю, а так же оказывать влияние на других.

Вопрос о власти -  важнейший вопрос в процессе становления государства.

·        Какая форма правления складывалась в России с XVI в? (Самодержавие)

·        Что такое самодержавие? Каким синонимом его можно заменить? (Абсолютная монархия)

·        В чем преимущества этой формы правления (Один человек решает вопросы быстро и четко, нет разногласий и споров)

·        Какие недостатки такой формы правления вы можете назвать? (Правитель будет делать все, что захочет, безнаказанно злоупотреблять властью. Не всегда один человек может принять правильное решение)

Давайте прочитаем отрывок из письма А.Курбского Ивану Грозному, где он рассуждает о власти. (ЛИТ Рес. Школа книга «Классики теории государственного управления»)

Из письма Андрея Курбского Ивану Грозному после бегства в Литву:

«Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал?.. В чем провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане – соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли тебе крепости немецкие?... За это ли нам, несчастным, воздал ты, истребляя нас со всеми близкими нашими? Полки твои водил и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для твоей же славы….а как часто ранен был варварами в различных битвах, что все мое тело покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя…..казненные тобой, у престола Господнего стоя, взывают об отмщении тебе, несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к Богу, обличая тебя».

·        Кто такой А.Курбский?

·        Какой, по его мнению, должна быть царская власть? (Справедливой, ограниченной)

·        Как вы думаете, удалось ли ему доказать правоту своей позиции? (Да, он смог доказать свое мнение по вопросу о царской власти, привел примеры казней, беззакония царя)

Давайте прочитаем ответное письмо Ивана Грозного князю Курбскому.

Из ответного письма Ивана Грозного князю Курбскому:

    «Мы не насилием добыли царства, тем более поэтому, кто противится такой власти – противится Богу!... Если же ты праведен, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни?

     Неужели это свет(правильно) –когда поп и строптивые рабы правят, а царь только именем и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?

    А когда ты вопрошал, зачем мы воевод различным казням предали, то ты писал ложь. А сильных мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейших, потому что Русская земля держится Божьим милосердием и милостью Пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не воеводами и судьями. А жаловать своих холопов мы  всегда были вольны и вольны были и казнить их…До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались».

·        Какой должна быть власть царя по мнению Ивана Грозного? (должна быть безгранична)

·        Почему он говорит: неправильно «когда поп и строптивые бояре правят, а царь только именем царь»? (У Грозного были основания говорить о несправедливости боярского правления, ведь он столкнулся с ними в годы своего малолетства).

2 этап Формулирование проблемы

В чем противоречие? Какой возникает вопрос? (Какой должна быть власть царя? Должна ли быть власть царя ограничена?)

3 этап  А какие у вас будут версии (принимаются все). Давайте проверим их.

4 этап (Актуализация имеющихся знаний)

·        Какие обычаи ограничивали власть царя? (обычай советоваться с Боярской Думой)

·        Что делает Иван IV чтобы укрепить свою власть?(принимает титул царя, проводит реформы укрепившие его власть например – военную)

·        Почему царю казалось, что власть его не крепкая? – Это проблема

·        Что необходимо, чтобы решить проблему? Какие цели перед собой поставим? Это и будет нашим планом работы.

5 этап Планирование деятельности (+ 5-10 минут). Что нам нужно узнать, исследовать для того, чтобы ответить на наш вопрос?

1.      Причины изменения политики Ивана Грозного

2.     Узнать, что такое опричнина и как она проходила

3.     Определить цели опричнины

6 этап Поиск решения (открытие нового знания)

1.     Используя текст учебника на стр. 81-82 ответим на вопросы:

·        Выделите события, которые могли повлиять на царя и страну?( болезнь царя, смерть жены, неудачи в Ливонской войне, предательство друзей)

·        Как эти события повлияли на царя? Страну? (он чувствовал себя одиноким – умерла жена; брошенным - друг Курбский бежал к врагам; поражения в Ливонской войне – разорили страну)

·        Зная характер ИванаVI, предположите, как он отреагирует на происходящие события? (Он не простит боярам их поступков, перестанет им доверять)

·        Какую задачу ему необходимо решить в данных условиях? (Попытается укрепить свою власть, изменить политику)

2.     Рассказ учителя о начале опричнины. Видео.

3.     Словарная работа: опричнина - …..

·        Рассмотрите карту на стр. 60-61. Каких территорий было больше: земских или опричных? (земских)

·        Почему, как вы думаете, царь именно так разделил территории? (он взял себе центральные районы, которые были богаче).

·        Территория Чувашского края входила в опричнину или в земщину? (в земщину)

·        Кроме раздела страны на две части, опричнина сопровождалась террором. Как вы думаете, против кого она была направлена?  (Против бояр, ведь именно ими был недоволен царь. И в послании из Александровой слободы говорилось, что он «гневается только на бояр»)

4.     Прочитайте текст и заполните таблицу.

Темные времена опричнины (1565 - 1572)

    Опричные подданные Грозного могли творить с земскими людьми все угодно. Все грехи опричников брал на себя царь. Начался «перебор людишек».  Царские опричники являлись в вотчины земских бояр и выгоняли их из родовых усадеб. В один миг заслуженный советник или покрытый шрамами воин лишался отцовского дома, всех денег и имущества, а если осмеливался сопротивляться - то и самой жизни.  Крестьян, которые отказывались переезжать в новые владения опричников, секли кнутами и гнали туда силой. Разбогатевшие на грабеже и убийствах опричники стали верными слугами царя. При этом беглый князь Андрей Курбский прозвал их не опричниками, а «кромешниками» - то есть слугами «князя тьмы кромешной» - дьявола.

    Так у Ивана Грозного оказалась в руках военная сила для борьбы с врагами своего самовластия. Начались казни бояр, которые когда-либо противоречили царю Ивану. Одним из первых был схвачен и убит герой взятия Казани воевода Горбатый - «за великие изменные дела» и как друг деятелей Избранной рады. Вместе с боярами гибли их слуги и друзья - неродовитые дворяне. Среди приближенных Грозного выдвинулся Малюта Скуратов. В подвалах его дома схваченных людей подвешивали за руки на дыбе, разводили под ними огонь и рвали тело на куски раскаленными же­лезными клещами. Так добывали при­знания в измене царю, и часто бывало, что человек «на деле прав, а на дыбе ви­новат». Малюта лично отчитывался государю, сколько человек он загубил или, как выражались опричники, «отде­лал». Все имена аккуратно заносили в списки для поминания в церкви, и счет жертвам шел уже на сотни.

     Вскоре у земских людей нашелся за­ступник - митрополит Филипп из ро­да бояр Колычевых. Во время торжест­венной службы в Успенском соборе Кремля при стечении множества простого народа митрополит отказал Ивану в благословении и бросил гневные слова в лицо оторопевшему царю: «До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных лю­дей-христиан?.. Подумай о том, что хотя Бог и поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек, и Он взы­щет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками. Татары и язычники и весь свет может сказать, что у всех на­родов есть закон и право, только в Рос­сии их нет!» Рассвирепевший Иван Грозный ударил посохом о каменные плиты собора и вскричал: «Я был слиш­ком мягок к тебе, митрополит, и к твоим сообщникам в моей стране, но теперь вы у меня взвоете!» Через несколько меся­цев опричники во главе с Малютой вор­вались в Успенский собор и на глазах у изумленных москвичей сорвали с мит­рополита Филиппа священнические одежды, бросили его в простые сани и увезли в монастырскую тюрьму. По­слушный царю, собор епископов лишил Филиппа сана, и вскоре в тюрьме Малю­та задушил народного заступника.

Казни земцев следовали одна за другой. В 1568 году главу земской Боярской думы конюшего Ивана Петровича Федорова Грозный усадил на свой трон и сказал: «Ты имеешь то, к чему стремился — быть великим князем Московии». Тут же самолично Грозный заколол боярина своим посохом. После этого еще месяц друзей и знакомых Федорова убивали прямо на улице, оставляя на трупе записку с указанием «про­винности» убитого перед царем. В 1569 году царь заставил своего брата Владимира Старицкого принять яд. 25 июля 1570 года в Москве на площади у Поганой лужи состоялась казнь при­казных дьяков с их семьями. Сам Грозный в полном боевом облачении, в шлеме и с копьем разъезжал по московским улицам и звал лю­дей посмотреть на казнь изменников. Дьяк По­сольского приказа Иван Висковатый «за измен­ническую переписку с польским королем, ту­рецким султаном и крымским ханом» был живьем разрезан по суставам рук и ног. Он не признал себя виновным и даже привязанный к бревнам крикнул перед смертью своим пала­чам: «Будьте прокляты со своим царем!» Еще сто приказных людей, дворян с женами и деть­ми, опричники в течение четырех часов рубили топорами и саблями и сажали на кол.

Пострадавшие сословия

Факты, подтверждающие твое мнение

Бояре

Воевода Горбатый и его слуги, Иван Федоров (1568)

Духовенство

Митрополит Филипп (Колычев)

Князь

Андрей Старицкий

Все сословия

Поход на Новгород (1570)

·        Против кого был направлен гнев бояр в первую очередь? (Против неугодных ему бояр)

·        Какие сословия пострадали от опричнины? (бояре, духовенство, князь, думные дьяки и их семьи)

5.     Рассказ учителя (или чтение текста) о походе на Новгород.

·        В чем причина того, что именно Новгород вызвал такой гнев государя? (Жители Новгорода пострадали от опричного террора потому, что этот город с давних времен стремился к независимости, оказывал сопротивление московским государям, там были сильные и властные бояре)

·        Как вы думаете, к каким последствиям могли привести страну опричные погромы? Посмотрите по карте на стр. 60-61. (Обороноспособность упала, Россия проигрывала в войне, теряла земли)

Действительно, в 1571-1572 гг. крымский хан Девлет-Гирей совершил поход на русские земли и дошел до Москвы. Он хотел взять в плен  Ивана Грозного. Опричное войско, которое наводило ужас на мирных жителей, не могло оказать сопротивление его боеспособным вооруженным войскам. Перед лицом столь серьезной опасности  царь пошел на мир с земщиной. Была создана объединенная опрично-земская армия и в битве у села Молоди (30 июля-2 августа 1572 года) и основным силам удалось ударить в тыл татарам и прогнать их в Дикое поле.

После этого, осенью 1572 года Иван Грозный отменил опричнину, распустил опричное войско и под страхом смерти запретил произносить само это слово.

6.     Остался один вопрос из нашего плана.

·        Зачем вообще нужна была опричнина? С какой целью она вводилась? Этот вопрос волновал историков на протяжении многих лет. В учебнике на стр. 88-89 даны высказывания историков.  Предлагаю познакомиться с их мнениями.

Опричнина – это прихоть полубезумного деспота (В.О.Ключевский)

Опричнина – это стремление к централизации, которой мешало боярство (С.Ф. Платонов)

Опричнина была направлена не против боярства, ведь в нее вошли не боярские вотчины, а земли заселенные служилыми людьми (Г.Н. Бибиков)

Опричнина – следствие психического расстройства Ивана IV (Н.М.Карамзин)

·        Чью точку зрения вы разделяете? Докажите ее с помощью известных вам фактов.

·        Что объединяет все эти точки зрения? С какой же целью царь Иван Грозный ввел опричнину? (Он хотел укрепить свою власть)

7 этап Выражение решения. Применение нового знания (+5-10 мин)

Какой вопрос мы поставили вначале урока? Какой должна быть власть царя? Должна ли быть власть царя ограничена?)

Примерный ответ: Я думаю, что власть царя должна быть ограничена, потому, что в противном случае он не будет чувствовать ответственность за свои поступки, жизнь многих людей будет зависеть от воли одного человека.

·         Что на сегодняшнем уроке вам показалось удивительным?

·        Название параграфа на мой взгляд сухое, ни о чем не говорящее. Какое другое (более эмоциональное, яркое) название параграфу вы могли бы дать? Версии

8 этап  Домашнее задание:

1.     Написать историческое сочинение на тему: «Иван IV: мудрый правитель или тиран?»

2.     Создать видеоролик «Образ Ивана Грозного в изобразительном искусстве».

3.     Прочитать следующий параграф «Россия в конце XVI века»

Список использованной литературы:

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ . – М, 2004.

3. httl: //  metodist.edu54.ru/node / Проблемно-диалогическое обучение.

4. httl:// festival.1september.ru / Использование технологии проблемно-диалогического обучения.