МАСТЕР-КЛАСС «УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Иванова Лариса Аркадьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п.Опытный» Цивильского района

 

МАСТЕР-КЛАСС

«УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их чет­кой, точной передаче речь может быть понятна, а значит — служить сред­ством общения.

Нарушение звукопроизношения -  серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Правильная речь очень важна для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт.

Развитие правильного звукопроизношения особенно важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом имеют затруднения в овладении навыками письма.

Исследования учёных показывают, что более 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимость вести работу в этом направлении.

Решению задач по развитию дикции, то есть отчетливости в произношении звуков, слогов и слов  способствуют приведенные ниже упражнения, которые можно выполнять ежедневно, как речевую разминку, на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения.

 

1.     Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата;

*    Дыхательная гимнастика

Упражнение 1

Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую ручку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть ребер. Вдохнули. Плечи неподвижны, "работают" живот и грудная клетка. Плавно, не спеша выдохнули. Повторяем 3-4 раза.

Упражнение 2

Сели красиво, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от одного до десяти (или произносим 15 согласных звуков, обозначенных буквами на карточке или доске, например, БКЗСТРМНВЗРШЛНХ). Слова произносим громко, красиво, особо выделяем гласные звуки.

Упражнение 3

«Надувание шаров».

 «Каша кипит». Выполняем глубокий вдох, на выдохе выговариваем «пы-ы-ых».

 

*    Артикуляционная гимнастика

Упражнение 1 «Надуваем шарики» (Поочередное надувание левой и правой щек, верхней и нижней губы)

Упражнение 2  «Голодный хомячок. Сытый хомячок»

На слова «Голодный хомячок» втягиваем щеки, «Сытый хомячок» - надуваем щеки.

Упражнение 3 «Чистим зубки» (вращательные движения языком)

-Хомячок наелся и решил зубки почистить.

Упражнение 4  Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание .

*    «Гласная песенка»

А

О

У

Э

Ы

Я

Ё

Ю

Е

И

 

*    Чистоговорки (стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их повторении).

Ба-бо-бы - на дворе стоят стол...

Бу-бы-ба – из окна торчит тру…

Ра-ра-ра – за горой стоит го...

Ру-ру-ру – мышка спряталась в но...

2.Работа со слоговыми таблицами. Четко проговаривать звуки.

 

 

3.Чтение марсианских стихов


Это очень эффективный вид работы. Он избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Дети не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. «Марсианское» стихотворение первым всегда читает взрослый, а ребенок следит и слушает. Не следует добиваться, чтобы дети научились читать эти «стихотворения» так же быстро, как взрослые. Они должны овладевать этим постепенно, каждый в меру своих способностей и подготовки.И ни в коем случае нельзя требовать от детей заучивания их наизусть.

Чтобы оживить этот вид работы, можно предложить детям придумать, о чём же говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно. А может, «стихотворение» грустное? 

 

 

 

 

 

 

4. Работа со скороговорками.

 Решению комплексных задач, связанных с постановкой речевого аппарата, способствуют тексты скороговорок. Конечно, каждый учитель скажет о том, что он и так всегда обращается к скороговоркам. Но одно дело – выучивать скороговорки с детьми на слух, и совсем другое дело, когда дети читают их САМИ.

Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно.

Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.

Утром, присев на зелёном пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных.