МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Николаева Алевтина Васильевна

учитель музыки  МБОУ «СОШ п.Опытный» Цивильского района

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.

Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.

В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Учитель сетует: «Даю важные вещи, а им не интересное. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?

Чего наши дети, воспитанники ждут от учителя? — Знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого, по всей видимости, учителя и методисты должны предлагать задания на практическое использование школьных знаний. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например). Как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать?

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952).

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

проблематизация учебного материала;

— активность ребенка;

— связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

— учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;

— сталкивает противоречия в практической деятельности;

— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

— предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

— побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;

— ставит конкретные вопросы;

— ставит проблемные задачи.

Обилие разнообразной научной информации в различных областях, а также ее динамичное изменение и уточнение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном объеме.

Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Позиция учителя к классу не с ответом,  а с вопросом.  Позиция ученика за познание мира в специально организованных условиях.

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-й — погружение в проект;

2-й — организация деятельности;

3-й — осуществление деятельности;

4-й — презентация результатов.

Виды проектов в музыке:

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных  инструментов»

3. Сценарные проекты  - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

5.   Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

Проект «Музыкальные инструменты симфонического оркестра». Цель: знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Класс разделила на 4 группы: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Каждая группа получила задание найти информацию о музыкальных инструментах. Конечный продукт-создание презентации для игры «Угадай, какой инструмент?»

Проект «Танцы народов мира». Цель: знакомство с танцами народов мира. Надо было каждой группе найти информацию о происхождении, Родине, описание того или иного танца. Были распределены такие танцы: гопак, менуэт, мазурка, полонез, вальс, полька, камаринская, лезгинка, марш, танго, тарантелла. Каждая группа создала по 1 слайду о своем танце. Конечный продукт – создание презентации «Танцы народов мира».

Проект «Песни в солдатской шинели». Ученики 5-8 классов выбрали песни военных лет. Учащиеся находили информацию об истории создании песни, чьи слова, кто композитор. Каждый класс разучил свою песню. Защитой проекта стал конкурс «Песни в солдатской шинели».

Проект «Композиторы». Ученики получили задание найти информацию о своем композиторе: страну, город рождения, биографию, творчество, чем знаменит. Затем каждый создал по одному слайду о своем композиторе. Конечный продукт – создание презентации. Защита проекта - игра «Угадай композитора».

Проект «Чувашские композиторы». Цель: знакомство с чувашскими композиторами. Ученики 8а класса собирали  информацию: биографию, о творчестве чувашских композиторови оформили в виде презентаций. На информационном дне выступали в 5-7 классах по теме «Чувашские композиторы». На уроках музыки каждый класс разучивал песни чувашских композиторов. Защитой проекта стало выступление на неделе чувашского языка и чувашской музыки.

Проект «Классическая музыка на телефонах». Цель: изучить применение классической музыки в мобильном телефоне, популяризировать классическую музыку среди подростков через разнообразие рингтонов мобильного телефона. Конечным продуктом стала музыкальная коллекция популярной классической музыки для рингтонов мобильного телефона.

Проект «Н.А.Римский-Корсаков- сказочник –композитор». После того, как дети отгадали три чуда из сказки «Сказка о царе Салтане», послушали фрагмент из оперы «Три чуда»,  был проведен конкурс рисунков по группам.

Проект: «Музыка в театре, в кино,  на  телевидении»

Цель: создание попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой.

Готовясь к проектному уроку, дети  готовят ответы на учебные вопросы  по группам:

         Что роднит музыку с литературой?

         Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

         Что она потеряла бы, если не было ни поэзии, ни прозы?

На этом этапе дети учатся работать с различными источниками и выделять самое главное из огромного потока информации.

К концу урока учащиеся каждой группы представляют свой музыкальный проект: Попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов:1 группа-о друзьях, 2 - о дружбе, 3-0 детях. Защита проекта - «Музыкальная карусель». Каждая группа поет свои песни.

Проект «Музыкальные головоломки». Дети получили задание составить, придумать, найти загадки о музыке (названия произведений, музыкальные термины, биографии композиторов, музыкальные инструменты, танцы народов мира, музыкальные жанры). Затем они эти загадки оформили в виде головоломок: ребусов, кроссвордов, анаграмм, сканвордов, шарадов. Каждая группа на альбомном листе оформили черновой вариант. Затем на ватман А2 приклеили свои работы. Так каждый класс подготовил свою стенгазету на конкурс.

Также можно создавать проекты по музыке: «Мир музыкальной сказки», «Средства музыкальной выразительности», «Музыкальные жанры», «В музыкальном театре» и т. д.

Литература:

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.

2. Петрова В. Метод проектов. — М., 1929.

3.      Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.

4.      Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.