Информация о руководителе школы
является директором Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Опытный» Цивильского района Чувашской Республики со дня открытия школы
Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания
Горьковский педагогический институт иностранных языков им. Н. А. Добролюбова, факультет английского языка, год окончания - 1981, полученная специальность, квалификация по диплому - преподаватель английского и немецкого языков 1981 год;
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева» профессиональная переподготовка , 2012,по специальности « Государственное и муниципальное управление»
Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет
Семинар « Вопросы реализации нового Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации, ЧРИО,2013 ,сертификат ГУУ-ВШЭ от 10.09.2013
Семинар» Развитие образовательной системы в период изменений» , г.Чебоксары, гимназия №5,2015, сертификат АНО Образовательного центра «Образовательный квартал»,03.04.15
Межрегиональный образовательный форум «Индивидуализация и образовательные программы: осмысление практики» г. Чебоксары ,.гимназия №5,2015,сертификат МО и МП Чувашской Республики № 83 от16-18 мая 2013
Курсы повышения квалификации «Развитие мотивации к творчеству и познанию одаренных детей , г.Чебоксары, гимназия №5,201572 часа, удостоверение о повышении квалификации МГПУ,15100/161,2015
Тренинг-стажировка «Внедрение ФГОС основного общего образования в образовательных организациях с учетом интеграции программ общего среднего и дополнительного образования,» г.Чебоксары ,.гимназия №5,2015,сертификат МО и МП Чувашской Республики ,АНО ДПО «Открытое образование», 2015 Общий трудовой стаж 35лет
Стаж педагогической работы (работы по специальности)35лет
Стаж работы в должности 28 лет
С 2005по 2010 год- председатель Собрания депутатов Цивильского района Чувашской Республики , 2008-2010г.г. - Глава Цивильского района Чувашской Республики
Награды, достижения: Фадеева Г.Г. является победителем республиканского конкурса «Директор года - 2003» в номинации «Счастливое детство». Участник Круглого стола «Устойчивое комплексное развитие сельских территорий» (с. Шемурша) в 2004 году, Совещания по реализации национального проекта «Образование» в с. Тренькасы 2008 г с участием Президента России В.В. Путина.
Награждена нагрудным знаком «Отличник просвещения Российской Федерации» Почетной Грамотой Государственного Совета Чувашской Республики , Почетной Грамотой Министерства образования и молодежной политики(2009г.) Чувашской Республики (2014г.), присвоено Почетное звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики»(1999), Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации(2010г.)
Общественная деятельность
С 2005года по настоящее время- депутат Собрания депутатов Цивильского района Чувашской Республики(V, VI,VII созывов)
С 2005по 2010 год- председатель Собрания депутатов Цивильского района Чувашской Республики , 2008-2010г.г. -Глава Цивильского района Чувашской Республики.
Выпускники школы , достигшие определенных успехов в своей профессиональной деятельности
Иванова Инга Юрьевна- ученый секретарь, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Чувашский научно-исследовательский институт сельского хозяйства", кандидат сельскохозяйственных наук.
Разумова Алина–старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Чувашский научно-исследовательский институт сельского хозяйства", кандидат сельскохозяйственных наук
Купиров Зуфар -– кандидат экономических наук
Васильев Эдуард – капитан внутренней службы, ветеран боевых действий, награжден медалью «За доблесть», обладатель крапового берета
Семенов Алексей- подполковник, заместитель начальника артиллерийского дивизиона, ветеран боевых действий, награжден орденом Мужества, медалью Суворова
Павлов Алексей – подполковник внутренней службы, заместитель начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России
Павлов Артемий – адъюнкт, курсовой офицер на факультете автоматизированных систем управления и связи ФГКОУ ВПО «ВКА им.А.Ф.Можайского», кандидат технических наук
Петров Андрей – майор, начальник штаба танкового батальона 138-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады
Иванов Алексей – капитан, начальник лаборатории, старший научный сотрудник Военного научно-исследовательского института ФГКОУ ВПО «ВКА им.А.Ф.Можайского», кандидат технических наук
Иванов Вячеслав – капитан, заместитель начальника заставы по воспитательной работе
Слепов Алексей – майор, начальник штаба артиллерийского дивизиона гвардейской Таманской мотострелковой дивизии
Александров Сергей – майор внутренней службы, заместитель начальника отдела охраны ФКУ СИЗО-2
Трофимов Алексей – управляющий дополнительным офисом №3349/11/13 в г. Цивильске Чувашского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк»
Иванов Игорь Леонидович - Генеральный директор ООО «ПравоДействие»
Гаврилов Аркадий Юрьевич – генеральный директор ООО ЗИТ г. Цивильск
Представление педагогических работников, имеющих определенные достижения
Победителями конкурсов лучших учителей на премии Президента РФ в рамках ПНПО с 2006 года стали 8 педагогов, Президента Чувашской Республики – 5. 8 учителей школы стали обладателями премии Главы администрации Цивильского района, 14 педагогических работников являются победителями и призерами профессиональных конкурсов республиканского уровня: это классные руководители, учителя, педагог-психолог, заместители директора, директор. 3 молодым педагогам была присуждена специальная премия Президента ЧР « За особую творческую устремленность», 2 педагога были удостоены государственной молодежной премии Чувашской Республики в области образования.
Молодые педагоги и их наставники
Под руководством опытных педагогов Пыренковой С.В., Маряхичевой О.А.,Сергеевой А.И. молодые специалисты Гаврилова С.В., Антонова О.М. активно участвуют в профессиональных конкурсах, проводимых не только на уровне школы , но и в муниципальных, всероссийских. Принимают активное участие в методической работе школы: проводят открытые уроки, мастер-классы, выступают на педчтениях, педсоветах.
По плану методической работы на текущий учебный год организованы занятия Школы молодого учителя. Индивидуальное сопровождение молодых специалистов позволяет получать положительные результаты по многим педагогическим направлениям, которые возникают у молодых специалистов. Благодаря педагогам – наставникам молодые специалисты учатся секретам профессии
Методики, инновационные подходы, новинки, используемые в работе школы
Школа является ресурсным центром Цивильского района, межшкольным методическим центром по информатизации системы образования района. Школа—победитель конкурса ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы, на Премию Президента Российской Федерации .
Участие в важнейших федеральных, республиканских и муниципальных проектах позволяет коллективу школы постоянно шагать в ногу со временем, создавать оптимальную школьную инфраструктуру и овладевать современными образовательными технологиями.
Школа имеет опыт инновационной деятельности в качестве муниципальной (региональной, федеральной) иновационной площадки.
Освещение мероприятий, проводимых школой во внеурочное время/внеучебное время
Сайт школы (http://www.opytnyi-zivil.edu21.cap.ru/)активно информирует обо всех аспектах школьной жизни, информация о школе, об участии учающихся и педагогов школы в различных мероприятиях освещается также на официальном портале органов власти Чувашской Республики, сайтах Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, АУ Чувашской Республики "Центр внешкольной работы "Эткер" Чувашского республиканского института образования, Администрации Цивильского района, Отдела образования и социального развития администрации Цивильского района, Опытного сельского поселения, в газетах «Хыпар», «Советская Чувашия», «Танташ», в районной газете «Цивильский вестник».
Обеспечивается информационная поддержка баннеров школьного сайта «Молодёжь за здоровый образ жизни», «Творческая школа», «Лето», «Месячник правовых знаний», «Доступная среда», «ЕГЭ: выбор будущего», «Питание школьника», «Готов к труду и обороне», «Безопасные каникулы» и др.
Мероприятия,направленные на развитие взаимодействия с родителями
Одна из традиций школы - Школьный фестиваль искусств. С кем только не встречаемся мы здесь: и с персонажами сказок (начальные классы), и с героями классической литературы (старшие классы). А среднее звено знакомит нас с традициями старины.
Самым большим КТД в году является подготовка и проведение вечера «За честь школы». Это творческий отчет школы перед родителями и общественностью, возможность рассказать о достижениях, отметить лучших.
Ежегодно в школе проводится «Дни семьи».Различные спортивные соревнования между родителями и детьми, конкурсы «Бабушка и я - лучшие друзья»,«Семья года»,«Важное слово ОТЕЦ», «Читающая семья», «Мама, папа и я – спортивная семья» вызывают огромный интерес и дают возможность каждой семье проявить свои способности, сплотиться в борьбе за 1 место.
Дети с радостью ждут осеннего турслёта, ведь здесь можно посоревноваться не только в силе и выдержке, но и в умении приготовить вкусный обед, спеть зажигательную песню…
Новые, не менее интересные коллективные творческие дела: День творческих проектов, День ученика, школьная научно-практическая конференция, школьный конкурс "Ученик года", День самоуправления, Праздник «Здравствуй, школа!» и т. д.
Наша школа гордится своим музеем. В Школьном историко – краеведческом музее имени генерал – полковника А. Г. Викторова, которым руководит учитель истории и обществознания Н. Г. Никандрова, проводятся уроки истории, культуры родного края, здесь проходят встречи с интересными людьми, «Уроки мужества».
Гости музея отмечают, что музей содержит богатейший материал по истории родного края. Экспозиция музея постоянно пополняется новыми экспонатами. В республиканском смотре-конкурсе музеев, музейных комнат и уголков образовательных организаций Чувашской Республики Школьный историко – краеведческий музей им А. Г. Викторова ежегодно становится победителем и призером.
Результаты ЕГЭ выпускников 11 классов
В 2017-2018 учебном году в СОШ п.Опытный обучалось 17 выпускников 11а класса. До государственной итоговой аттестации были допущены и преодолели минимальный порог по обязательным предметам 100% обучающихся. Допуском к ЕГЭ, как и в прошлом году, стало итоговое сочинение, с которым справились успешно все выпускники 11а класса. 5 выпускников (29%) получили аттестаты с отличием: Абрашева Диана, Александрова Александра, Иванова Алина, Яковлев Артем, Уба Михаил.
Для получения аттестата выпускники сдавали русский язык и математику. Остальные предметы выбирали на добровольной основе. Наиболее популярными предметами по выбору в 2018 году оказалось обществознание (59%), физика (33%).
ЕГЭ для учащихся МБОУ «СОШ п.Опытный» прошел организованно. В течение года регулярно проводились инструктивно-методические семинары для участников ЕГЭ, педагогов, родителей, пробные ЕГЭ. Запланированные мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности и эффективность проведения ЕГЭ в 2018 году, были реализованы. Случаев удаления участников ЕГЭ с экзамена не было
Результаты ГИА выпускников 9 классов
В основной период сдачи ОГЭ 15 выпускников 9а класса (75%) справились с ГИА, набрав соответствующие результаты, подтверждающие освоение общеобразовательных программ основного общего образования. Наиболее популярными предметами в 2018 году стали обществознание (70%), информатика (45%).
На 26.06.2018 года 15 выпускников получили аттестаты об основном общем образовании, Иванова Антонина, Давыдова Татьяна и Егорова Анна - аттестаты об основном общем образовании с отличием. 1 выпускник (5%) справился с ГИА только на «5», 7 выпускников (35%) - «4» и «5».
.
Качество знаний выпускников
9 классов в разрезе предметовв сравнении с Цивильским районом (в%)
Предмет ОГЭ |
Качество знаний в 2016 году (Цивильский район) |
Качество знаний в 2016 году |
Русский язык |
74,84% |
90,5% |
Математика |
61,18% |
81% |
Физика |
51,94% |
67% |
Информатика |
84,61% |
67% |
Биология |
15,75% |
28,5% |
Химия |
54,54% |
46% |
Обществознание |
29,5% |
41,5% |
Количество участников предметных олимпиад
На протяжении многих лет проводится работа по созданию условий для поддержки и развития одаренных детей. С этой целью организована деятельность объединения «Школьная академия наук». ШАН - образовательный проект для подростков и старшеклассников, одаренных и творчески устремленных детей, координирующий учебно-исследовательскую деятельность учащихся в образовательном учреждении.
Работа Академии направлена на развитие интеллектуальной и социальной активности, познавательных интересов и самообразования, совершенствование работы с одаренными детьми. Принципиальной целью этого проекта является повышение ценности, престижа фундаментального образования, являющегося предпосылкой и начальной ступенью подготовки будущих специалистов.
Один из разделов программы «Одаренные дети» - реализация программ индивидуального сопровождения. Школьный проект «Школа самоопределения» отражает деятельность МБОУ «СОШ п. Опытный» по поддержанию и усилению одной из современных тенденций в образовании - индивидуализации образовательного процесса, индивидуального сопровождения одаренных и талантливых детей, реализующейся через личностно - ориентированное образование, идею компетентностного подхода, предпрофильную подготовку и профильное обучение.
Средством выстраивания самостоятельной образовательной деятельности ученика являются индивидуальные образовательные программы. Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, фиксирующая образовательные цели и результаты. Учащиеся совместно с классными руководителями разрабатывают Индивидуальные учебные планы, Индивидуальные образовательные программы, реализация которых контролируется совместно с администрацией школы 1раз в полугодие. 100% обучающихся старших классов имеют Индивидуальные учебные планы, Индивидуальные образовательные программы.
Учащиеся школы добиваются блестящих результатов в предметных олимпиадах, занимают призовые места, становятся дипломантами и победителями различных интеллектуальных и творческих конкурсов, конференций, спортивных соревнований.
Школьный этап
В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие более 300 учеников (кроме 1х классов). Призеры и победители школьного этапа приняли участие в муниципальном этапе районных олимпиад.
По итогам 1 (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады наибольшее количество призовых мест завоевали 10 учащихся:
- Иванова Антонина, 8а – 10 призовых мест
- Васильев Гавриил, 9а - 11 призовых мест
- Абрашева Диана, 10а - 8 призовых мест
- Иванов Иван Ал. 7а – 8 призовых мест
- Никитин Артем, 11а - 8 призовых мест
99 учащихся 5-11 классов награждены дипломами призеров и победителей школьного этапа олимпиад. 5 учащихся, завоевавших наибольшее количество призовых мест, награждены дипломами «За всесторонне развитие и проявленную эрудицию».
Количество победителей, призеров предметных олимпиад
Результаты участия школьников в олимпиадном движении
(Всероссийская олимпиада школьников)
Призерами и победителями школьного этапа ВсОШ стали 147 учащихся 2-11 классов.
По итогам 19 предметных олимпиад, входящих в перечень Всероссийских олимпиад школьников, учащиеся СОШ п.Опытный завоевали 62 призовых места (2017 – 49).
По итогам всех олимпиад (включая региональные по чув.языку и КРК) завоевано 73 призовых места (2017 – 56), из них первых мест - 14, второй год нет призовых мест по астрономии и информатике.
СОШ п.Опытный – 73 места,
Цивильская СОШ №1 – 65
Цивильская СОШ №2 - 104
Участниками муниципального этапа стали более 200 учащихся, призерами стали ученика 7-11 классов.
Наибольшее количество мест завоевано на олимпиадах:
- по физкультуре (8 призовых мест), по чувашскому языку (7 призовых мест),
- по литературе, экологии, английскому языку (6 мест).
Наиболее успешно выступили следующие учащиеся:
Иванов Иван Ол., 9а – 8 призовых мест (2 первых)
Михайлова Ирина, 11а – 4 призовых места
Иванов Роман, 9а – 4 (1 первое)
Егорова Анна, 10а – 4 (2 первых)
Аниферова Екатерина, 9а – 4 (2 первых)
Захарова Софья, 8а – 3 (1 первое)
По 2 призовых места:
Яковлева Татьяна, 8а
Климов Андрей, 7б
Иванов Геннадий, 7б
Михайлова Валерия, 8а
Павлова Лилия, 9а
Корнюша Екатерина, 9а
Иванов Иван Ал, 9а
Ильина Снежана, 9а
Иванова Антонина, 10а
Васильев Гавриил, 11а
Петрова Анна, 11а
Матвеева Яна, 9а
По 1 призовому месту:
Смирнова Дарья, Вандрохова Ирина, Степанова Оля, 7б
Яковлева Анна, Софронов Даниил, 7а
Крылова Татьяна, Яковлева Мария, Михайлов Григорий, Владимиров Никита, 8а
Артемьев Кирилл, Александрова Евгения, 8б
Анцыгин Иван,
Кузьмин Аркадий, 9б
Верховский Иван, Петрова Евгения, Давыдова Татьяна, Крылова Виктория, Тюленев Иван, Леонтьева Валентина, 10а
Арсентьева Екатерина, Михайлова Карина, 11а
7. Соотношение призовых мест по классам и учителям-предметникам следующее:
Краснова С.А. – 11 мест
Садретдинова З.А., Леонтьев В.А. – 7 мест
9а – 27 призовых мест
8а , 10а – 11 мест
11а – 10 мест
7б – 5 мест
7а, 8б - по 2 места
9б – 1 место
· Итоги XXIV республиканских интеллектуальных игр младших школьников, 4а класс
Родной (чувашский) язык:
Александрова Виктория, 4а (Александрова С.В.)
Федорова Анастасия, 4а (Александрова С.В.)
· Итоги республиканской олимпиады по чувашскому языку и литературе
Призеры:
Егорова Анна, 10а (Петрова Т.Н.)
Леонтьева Валентина, 10а (Петрова Т.Н.)
Аниферова Екатерина, 9а (Павлова Л.А.)
Литературное чтение:
Афанасьева Ирина
· Победитель Международной олимпиады по государственным языкам республик Российской Федерации – Егорова Анна, 10а
Республиканский этап
Учебный год |
Кол-во участников |
Призеры и победители |
ФИО учителя-предметника |
2013-2014 |
8 учащихся |
Салдакеева Анастасия, 11а – призер по русскому языку |
Афанасьева Н.К. |
2014-2015 |
13 учащихся 9-11 классов |
1.Иванова Татьяна, 9а – победитель по литературе |
Матюхина О.С. |
2015-2016 |
16 учащихся 9-11 классов |
1.Никитин Артем, 10а – призер по истории и искусству (МХК) |
Никандрова Н.Г. |
2016-2017 |
13 учащихся 9-11 классов |
|
Пыренкова С.В. |
2017-2018 |
15 учащихся 9-11 классов по 9 предметам |
Егорова Анна -победитель региональной олимпиады по чувашскому языку и литературе Павлова Екатерина-призер |
Петрова Т.Н |
2018-2019 |
9 учащихся 9-11 классов по 6 предметам |
Аниферова Екатерина, 9а-призер региональной олимпиады по чувашскому зыку и литературе Егорова Анна, 10а призер региональной олимпиады по чувашскому зыку и литературе Леонтьева Валентина, 10а призер региональной олимпиады по чувашскому зыку и литературе |
Петрова Т.Н Павлова Л.А. |
Количество призеров исследовательских конкурсов и проектов
· Победители республиканской конференции-фестиваля творчества обучающихся «EXCELSIOR-2019» в секции «Экономика.Бизнес-план» -
Иванова Евгения, Михайлова Юлия (8а)
· Призеры муниципального этапа интеллектуальных игр младших школьников, 4 класс
Русский язык:
Федорова Анастасия
Чувашский язык:
Александрова Виктория
Математика:
Васильева Анастасия, Иванов Илья
Одним из приоритетных направлений деятельности школы является использование проектно-исследовательских технологий.
Есть в школе такие события, которые становятся традицией, их ждут, к ним готовятся. В муниципальном этапе конференции «EXCELSIOR» (приказ РОО № 23 от 27.02.2019г.) приняли участие 42 ученика 8-11 классов, которые представили 34 работы в 18 секциях. По итогам очного этапа районной НПК завоевано 26 призовых мест: 8 первых, 12 вторых,
Победители республиканской конференции-фестиваля творчества обучающихся «EXCELSIOR-2019» в секции «Экономика.Бизнес-план» - Иванова Евгения, Михайлова Юлия (8а)
третьих мест. Призерами и победителями районного этапа стали 32 ученика.
Результаты ЕГЭ выпускников 11 классов
В 2017-2018 учебном году в СОШ п.Опытный обучалось 17 выпускников 11а класса. До государственной итоговой аттестации были допущены и преодолели минимальный порог по обязательным предметам 100% обучающихся. Допуском к ЕГЭ, как и в прошлом году, стало итоговое сочинение, с которым справились успешно все выпускники 11а класса. 5 выпускников (29%) получили аттестаты с отличием: Абрашева Диана, Александрова Александра, Иванова Алина, Яковлев Артем, Уба Михаил.
Для получения аттестата выпускники сдавали русский язык и математику. Остальные предметы выбирали на добровольной основе. Наиболее популярными предметами по выбору в 2018 году оказалось обществознание (59%), физика (33%).
ЕГЭ для учащихся МБОУ «СОШ п.Опытный» прошел организованно. В течение года регулярно проводились инструктивно-методические семинары для участников ЕГЭ, педагогов, родителей, пробные ЕГЭ. Запланированные мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности и эффективность проведения ЕГЭ в 2018 году, были реализованы. Случаев удаления участников ЕГЭ с экзамена не было.
Творческие достижения учащихся школы
В 2016 – 2017 учебном году в школе продолжается реализация проекта «Танцующая школа». Воспитанники хореографической студии «Степ – ап» под руководством хореографа Борисовой Т.Л. – призер многих конкурсов различного уровня: международного, всероссийского, республиканского, районного. Коллектив является победителем Российской танцевальной недели, призером 13 Всемирной танцевальной олимпиады, Международного хореографического конкурса «Творцы и хранители»,Всероссийского фестиваля – конкурса вокально – хореографического и театрально – художественного творчества детей и молодежи «Калейдоскоп талантов» и мн. др.
По итогам реализации проекта «Танцующая школа» в Чувашской Республике в 2013 – 2014 году наша школа стала победителем проекта, в 2014 – 2015 учебном году –вновь первое место, в 2015 - 2016 учебном году школа п. Опытный заняла 2 место.
Много призовых мест завоевано учащимися школы в литературных конкурсах:«Природа и человек в экологической литературе», «Лучшее авторское поздравление для чувашских национальных открыток», республиканский конкурс сочинений «Современный полицейский», республиканский конкурс эссе «Чувашия – территория будущего», конкурс творческих работ «Библиотека и книга в моей жизни» и др.
Активно участвуют учащиеся школы в конкурсах поделок и рисунков:международный фестиваль «Палитра талантов», республиканский конкурс рисунков «Вдохновение Крымом», «Зимние забавы», республиканский конкурс «Галерея кукол»,конкурс рисунков «Природа и дети – на одной планете» и др.
Ежегодно коллектив школы становится призером районного конкурса патриотической песни, конкурса агитбригад «Вместе – за безопасность дорожного движения», конкурса агитбригад «Мы за здоровый образ жизни» и др.
За последние 3 года 14 учащихся школы стали лауреатами конкурса «Золотые дети Цивильского района».
Педагогические кадры - квалификационная категория
Коллектив МБОУ «СОШ п.Опытный» укомплектован кадрами высокой квалификации: 54% учителей имеют высшую квалификационную категорию, 37% - первую квалификационную категорию.
- Заслуженный учитель РФ – 1,
- Заслуженный учитель Чувашской Республики – 3
- Почетный работник общего образования РФ – 8,
- Отличник НП – 4
- Награждены Почетной грамотой МО РФ – 7,
- Почетной грамотой МО ЧР – 13
- Почетной грамотой Госсовета Чувашской Республики – 3
Педагогические кадры - педагогический стаж
100% педагогов имеют высшее образование. Анализ сравнительных данных за последние годы говорит о стабильном уровне профессиональной подготовки педагогического коллектива. Образование педагогов в основном соответствует преподаваемому предмету. Средний возраст педагогов – 45 лет
Анализ педагогического состава по стажу:
До 5 лет |
5-15 лет |
15-20 лет |
20 лет и более |
3 |
3 |
5 |
22 |
Педагогические кадры-применяемые технологии
Учителями школы успешно применяются следующие технологии: дебаты, проектное обучение, информационные и компьютерные, здоровьесберегающие, сотрудничества, деятельностный метод, межпредметные, развитие критического мышления и т.д..
Учителя-предметники,используя проектные технологии, ведут работу по формированию творческого мышления учащихся, создаютусловия для саморазвития, самореализации учащихся. Учащиеся в свою очередь вооружаются методами и приемами творческой работы, формируют творческие черты личности, учатся коллективному творчеству, сотрудничеству и т.д. День творческих проектов, ставший уже традиционным, является этапом школьной научно-практической конференции и проводится ежегодно. Педагог при этом выступает как организатор формы и условий творческой деятельности, осуществляемой в творческих центрах. Выбор тематики творческого проекта заставляет учителя развивать и углублять свои знания не только в области своего предмета. Названия творческих центров говорят о неиссякаемом творческом потенциале учителей: «Русская спортивная сказка», «Мода третьего тысячелетия», «Школьная фабрика звезд», «Рождественское путешествие», «Творческая мастерская», «Окно в Китай», «Город волшебных цифр», «Цветы приносят радость», «Математическая шкатулка», «Военная техника будущего», «Модель школьной газеты» и т.д. Вошли в практику уроки-проекты, Неделя творческих проектов. Школьная научно-практическая конференция.
Педагогические кадры-участие в инновационной или экспериментальной деятельности
Работа педагогического коллектива школы в настоящее время подчинена единой методической теме: Профессиональное развитие педагога с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса и достижения нового образовательного результата.
Основой современного учебно-воспитательного процесса школы является инновационная деятельность, нацеленная на создание максимально благоприятной среды для формирования педагога нового типа, способного к профессиональному росту, умеющего эффективно решать актуальные образовательные задачи.
Педагогический коллектив школы работает над совершенствованием образования и воспитания. Школа вводит различные интегрированные курсы, внедряет инновационные педагогические технологии, совершенствует методику углубленного изучения профилирующих дисциплин и традиционных предметов. Самое серьезное внимание со дня основания школы уделялось открытости и прозрачности образовательного процесса. Усилия педагогического коллектива были направлены на развитие и совершенствование устройства школьного коллектива, его структуры, системы работы с родителями.
В ОУ широко внедряются инновационные образовательные технологии. На протяжении ряда лет школа ведет активную экспериментальную деятельность, в 2011 году ей присвоен статус «Школа-методический центр» по Образовательной системе «Школа 2100». С 2012 года школа принимает участие в федеральном инновационном проекте Российской академии образования «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы „Школа 2100“ в массовую практику начальной и основной школы». С 2009 года является республиканской экспериментальной площадкой по апробации инновационных образовательных программ по английскому языку и учебно-методических комплектов издательства Оксфордского университета, республиканской экспериментальной площадкой по апробации моделей индивидуализации образования (внедрение технологий, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, апробацию индивидуальных учебных планов для старшеклассников).
В рамках экспериментальной работы была организована работа по внедрению индивидуальных учебных планов (ИУП) при организации профильного обучения (9-11 кл). Основным направлением эксперимента является создание в рамках действующей учебно-воспитательной системы школы обогащенной образовательной среды, обеспечивающей поддержку и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков для реализации индивидуальной траектории его развития в процессе обучения.
Учителя школы имеют хорошую методическую подготовку, что подтверждает их участие в профессиональных конкурсах. В муниципальном этапе профессионального конкурса «Учитель года» педагоги школы ежегодно становятся призерами и победителями. В конкурсе учителей на денежное поощрение Главы администрации Цивильского района отмечены 8 педагогов.
Педагогические работники-участие в профессиональных конкурсах
Победителями конкурсов лучших учителей на премии Президента РФ в рамках ПНПО с 2006 года стали 8 педагогов, Президента Чувашской Республики – 5. 8 учителей школы стали обладателями премии Главы администрации Цивильского района, 14 педагогических работников являются победителями и призерами профессиональных конкурсов республиканского уровня: это классные руководители, учителя, педагог-психолог, заместители директора, директор. 3 молодым педагогам была присуждена специальная премия Президента ЧР « За особую творческую устремленность», 2 педагога были удостоены государственной молодежной премии Чувашской Республики в области образования.
Участники профессионального конкурса
Участие школы в инновационной и экспериментальной деятельности на федеральном, региональном, муниципальном уровне
Школа является ресурсным центром Цивильского района, межшкольным методическим центром по информатизации системы образования района. Школа—победитель конкурса ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы, на Премию Президента Российской Федерации
2006 г. – участие в федеральном проекте «Реформа системы образования»
Опыт, наработанный школой в различных направлениях всегда был востребован : к примеру, участвуя в федеральном проекте «Реформа системы образования» в 2006 г.г. мы приняли делегации из более чем 20 регионов России.
2007 г. – участие в федеральном проекте «Информатизация системы образования " и открытие межшкольного методического центра на базе школы
Более 400 педагогов Цивильского района получили сертификаты об овладении новейшими ИКТ на базе ММЦ школы п.Опытный. Для педагогов Цивильского района и региона провели открытые уроки, мастер- классы, семинары, конференции.
2008-2015г.г.—республиканская экспериментальная площадка по апробации инновационных образовательных программ по английскому языку и учебно-методических комплектов издательства Оксфордского университета (2008-2015г.)
2011 г. – «Получение статуса «ШКОЛА-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» по образовательной системе «Школа 2100»;
С 2012 года- Школа стала экспериментальной площадкой РАО по проблеме «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата»( Школа 2100”)
2009-12 г.г.-республиканская экспериментальная площадка по апробации моделей индивидуализации образования (внедрение технологий, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, апробацию индивидуальных учебных планов для старшеклассников) в Чувашской Республике (2009-2012 г.г.)
2012г.- Республиканский проект «Профильные инженерно-технические классы»
2012-17г.г. Федеральная инновационная площадка «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы»
2011-2016г.г.- Участие и призовые места в республиканских проектах « Я умею плавать», «Танцующая школа»
2014 г.- Реализация государственной программы «Доступная среда»
2015г.– Открытие художественной галереи “ Детям о войне»
2015г- Республиканский социальный проект «Детям о Великой Победе»
2016 г. – Открытие агрокласса на базе МБОУ «СОШ п.Опытный» для учащихся ОУ Цивильского района;
2016 г. -Площадка по апробации информационно-образовательного портала «Российская электронная школа;
2016 г.- Площадка по апробации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (Проект «ЛитРЕС:Школа»)
2016 г.- Проект Русского музея «Цифровой газон культуры»
2017 г.- Республиканский проект «Творческая школа»
2018 г.- Республиканский проект «Творческая школа»
Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов
Для определения степени удовлетворенности качеством образовательных результатов ежегодно проводятся анкетирование родителей, опросы и другие мониторинговые мероприятия.
Мониторинг позволяет изучить мнение участников образовательного процесса о его организации, содержании, условиях протекания.
Удовлетворенность родителей проявляется в высокой степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем положительном настроении в школьном коллективе, удовлетворенности образовательным учреждением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса, демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса, степени педагогического содействия развития личности учащихся, познавательных интересов и познавательной активности.
На вопрос «Я доволен, что мой ребенок посещает эту школу» положительный ответ дают большинство родителей
Результаты мониторинга позволяют сделать вывод о достаточно высокой степени удовлетворенности качеством образовательных результатов, но образовательный процесс не стоит на месте, он требует постоянного движения, развития, анализа, контроля, самоконтроля, в котором положительную роль играет регулярное анкетирование всех участников образовательного процесса.
Показатели ФГОС: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка
Чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям современной эпохи, человеку необходимы обширные знания, а также умения осваивать всё новые и новые способы познания и виды деятельности. С помощью качественного образования можно вырастить человека мыслящего, творческого, созидающего и гуманного. Задача школы состоит в том, чтобы дать ребенку импульс к творчеству, саморазвитию, раскрыть его дарования.
Формирование творческой личности, одна из главных задач российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Современный урок претерпел различные изменения. Они касаются и содержания, и взаимодействия с обучающимися, и структуры. Это креативный урок, проблемный урок, интерактивный урок, развивающий урок, грамотно спроектированный урок и т. д.
Учитель не «над детьми», не «рядом с детьми», а «вместе с детьми», он и учащиеся на уроке выполняют одни и те же функции, одни и те же действия: планируют, организуют, контролируют, корректируют, анализируют, оценивают и т.д., т.е. взаимодействуют в интерактивном режиме. Интерактивные формы организации учебного процесса: урок-семинар, урок-проект (монопроект), урок-диалог, урок-игра, урок-исследование и др., где развивающее содержание грамотно и умело «вкладывается» в учебный процесс.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы. Это возможно лишь в школе с развивающими процедурами обучения, личностно ориентированными педагогическими технологиями (разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, технология сотрудничества и др.).
Поэтому, если ученик работает на пределах своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки. Даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, а задача учителя – не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений и навыков, авывести личность каждого ученика в режим его развития.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Внеурочная деятельность - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Особенно важной эта работа может стать для одаренных детей, которым она дает дополнительные возможности для самореализации.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Для реализации этих направлений в нашей школе созданы следующие виды внеурочной деятельности виды внеурочной деятельности по 5 направлениям.
В процессе внеурочной работы для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса. Они могут помогать в организации не только праздников и экскурсий, но и влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности класса, принимать в них участие, быть активными участниками дискуссий, тренингов и т. п. Родители выступают в роли тьютеров. Осуществляется партнёрство «учитель-родитель-ребёнок».
Участие в научных конференциях на федеральном, региональном, муниципальном уровнях
Одним из приоритетных направлений деятельности школы является использование проектно-исследовательских технологий.
Есть в школе такие события, которые становятся традицией, их ждут, к ним готовятся. Таким мероприятием в СОШ п.Опытный остается Школьная конференция-фестиваль творчества обучающихся «EXCELSIOR», в очередной раз собирающая самых умных, любознательных и эрудированных учеников школы.
Школьная команда призеров принимает активное участие и становится призерами в районном, республиканском этапах конференции «EXCELSIOR».В этом году 40 учеников нашей школы представили результаты своих исследований и творческие работы в 20 секциях(в районном этапе) конференции «EXCELSIOR».. 22 работы учеников 5-11 классов были отмечены дипломами призеров и победителей.
Подключение к сети Internet
Школа подключена к сети Интернет с помощью провайдеров «Алькона» и «Ростелеком», действуют школьная видеостудия, школьное телевидение, медиатека, интерактивный холл. В школе имеются 90 компьютеров, 3 интерактивные доски, 37 проекторов, три кабинета информатики, один из них мобильный. Все 27 учебных кабинетов оснащены автоматизированными рабочими местами учителя
Территории, оборудованные для активного занятия спортом
В 2015 году проведен капитальный ремонт спортивного зала в рамках федеральной программы по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в сельских общеобразовательных учреждениях.
Воспитательный потенциал урочной и внеурочной деятельности
Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы: духовно-нравственное воспитание; общеинтеллектуальное воспитание; социальное воспитание; спортивно-оздоровительное воспитание; общекультурное воспитание.
План внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Внеурочная деятельность учащихся реализуется в работе по организации жизни ученических сообществ (участие в работе самоуправления класса, школы, участие в работе школьной волонтерской команды «Поколение 21 века», участие в проведении анализа и планирования, бесед, классных часов, выпуске газет, ведении сайта, участие в проведении КТД, в акциях, декадах, месячниках); во внеурочной деятельности по предметам (занятия в кружках, студиях, секциях, подготовка к олимпиадам, конкурсам, исследовательская деятельность, участие в предметных акциях); в деятельности, обеспечивающей благополучие учащихся (занятия в сенсорной комнате, классные часы, беседы и др.); в организации учебной деятельности (проведение учебных собраний, разработка ИУП и ИОП и др.); в педагогической поддержке социализации учащихся ( курс «Самосовершенствование личности», психолого – педагогические консультации и др.); в участии в мероприятиях.
В течение года все обучающиеся школы имели возможность посещать во внеурочное время различные кружки, секции, студии СОШ п. Опытный, КСК п. Опытный, ДШИ им. А. М. Михайлова Центра детского и юношеского творчества, ФСК «Асамат».
В школе работают спортивные секции по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, лыжному спорту, туризму, кружки «Школьная академия наук», «Радиокорреспондент», «Школа юного ведущего», «Гончарная мастерская», «Хореография», «Мастерица», «Клуб юных избирателей», «Занимательный английский язык», «Математическая шкатулка», литературные кружки по русской и чувашской литературе, « Робототехника», «Музей»и другие кружки.
Во внеклассной работе с первого года работы школы усилия были направлены на развитие и совершенствование устройства школьного коллектива, его структуры, на создание системы работы с родителями. Большая роль здесь отводится формированию самоуправления учащихся в школе. Школьное правительство – это слаженная команда, активно работают министерства печати, культуры, физкультуры и спорта, здоровья, труда и порядка, образования, шефской помощи. Каждый год в декабре в школе проводятся выборы президента школы.
Времени скучать ни у кого нет. В школе проводятся вечера отдыха, спортивные соревнования, конкурсы стенгазет, диспуты, акции. Учебный год – это круговорот событий.
А. С. Макаренко говорил: «Школа, в которой нет традиций», не может быть хорошей школой». В школе сложились свои традиции проведения коллективно – творческих дел:
Праздник «Здравствуй, школа!»
Турслет
День пожилых людей «Люди пожилые – сердцем молодые»
Праздник «Спасибо вам, Учителя!»
День самоуправления
Праздник «Осенний переполох»
День матери «Мама… Нет роднее слова»
Школьный фестиваль искусств
1-4 классы «В гостях у сказки».
5-11 классы «Весь мир-театр»
«Новый год – у ворот»
Декада добра и милосердия
Дни семьи
Вечер встречи с выпускниками
Акция «Письмо и подарок солдату»
Конкурс «Чудо – школьница»
Конкурс «Браво, парни!»
Праздник «Широкая Масленица»
Праздник «За честь школы»
Праздник «Ученик года»
Акция «Наследники Победы»
День Победы
Праздник «Последний звонок»
Все мероприятия в школе – это результат совместной работы коллектива учителей, школьного правительства, родительской общественности.
Одна из традиций школы - Школьный фестиваль искусств. С кем только не встречаемся мы здесь: и с персонажами сказок (начальные классы), и с героями классической литературы (старшие классы). А среднее звено знакомит нас с традициями старины.
Самым большим КТД в году является подготовка и проведение вечера «За честь школы». Это творческий отчет школы перед родителями и общественностью, возможность рассказать о достижениях, отметить лучших.
Ежегодно в школе проводится «Дни семьи».Различные спортивные соревнования между родителями и детьми, конкурсы «Бабушка и я - лучшие друзья»,«Семья года»,«Важное слово ОТЕЦ», «Читающая семья», «Мама, папа и я – спортивная семья» вызывают огромный интерес и дают возможность каждой семье проявить свои способности, сплотиться в борьбе за 1 место.
Дети с радостью ждут осеннего турслёта, ведь здесь можно посоревноваться не только в силе и выдержке, но и в умении приготовить вкусный обед, спеть зажигательную песню…
Новые, не менее интересные коллективные творческие дела: День творческих проектов, День ученика, школьная научно-практическая конференция, школьный конкурс "Ученик года", День самоуправления, Праздник «Здравствуй, школа!» и т. д.
Наша школа гордится своим музеем. В Школьном историко – краеведческом музее имени генерал – полковника А. Г. Викторова, которым руководит учитель истории и обществознания Н. Г. Никандрова, проводятся уроки истории, культуры родного края, здесь проходят встречи с интересными людьми, «Уроки мужества».
Гости музея отмечают, что музей содержит богатейший материал по истории родного края. Экспозиция музея постоянно пополняется новыми экспонатами.В республиканском смотре-конкурсе музеев, музейных комнат и уголков образовательных организаций Чувашской Республики Школьный историко – краеведческий музей им А. Г. Викторова ежегодно становится победителем и призером
Организация системы дополнительного образования в школе
Созданная в школе система дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, формировать высокий уровень саморегуляции, развивать творческие способности детей.
Важнейшее значение имеют школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.
Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д.
Задачи, решаемые педагогическим коллективом, следующие:
1)развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;
2)создание условий для творческой реализации;
3)интеллектуальное духовное развитие личности ребенка;
4)профилактика асоциального поведения;
5)приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
6)создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;
7)формирование и закрепление традиций школы.
Создание и развитие системы дополнительного образования в школе проходит в четыре этапа:
1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);
2. Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других объединений);
3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.);
4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).
Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива.
Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:
-в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени
для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
-в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
-в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
-в творческом характере образовательного процесса;
-в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество,
индивидуальный подход к ребенку);
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, определяются основные функции ДО:
1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
5) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
6) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
В настоящее время в МБОУ «СОШ п. Опытный» работают 57разнопрофильных кружков: 32 – в начальной школе, 25 – в 5-11 классах.
Техническое направление:
«Робототехника», «Юные инспектора дорожного движения» и др.
Естественнонаучное направление: «Занимательная биология», «Вездесущая химия», «Математическая шкатулка» и др.
«Социально – педагогическое направление: «Школьная академия наук», «Радиокорреспондент», «Клуб юных избирателей» и др.
Туристско – краеведческое направление: «Тайны КЛИО», «Музей», «Музей в твоем классе» и др.
Художественно – эстетическое направление: «Школа юного ведущего», «Хореография», «Гончарная мастерская», «Мастерица» и др.
Физкультурно – спортивное направление: «Волейбол», «Баскетбол», «Легкая атлетика» и др.
Учителя используют активные методы для проведения занятий: игры, соревнования, самостоятельные исследования, подготовку проектов. Такой подход позволяет не только сделать занятия интересными, но и учит детей приемам самоорганизации, самооценки, поддерживает стремление стать субъектами жизнедеятельности коллектива, формирует демократический стиль жизни.
Занятость обучающихся во внеурочное время способствует решению комплекса задач. Самые значимые из них: профилактика безнадзорности беспризорности, вредных; привычек, правонарушений; развитие способностей и познавательных интересов; обучение новым видам деятельности; формирование школьного коллектива.
Социально-психологическое сопровождение обучающихся
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
В социально-педагогическом сопровождении задействованы:
- администрация школы,
- классные руководители,
- логопед,
- медицинский работник школы,
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- учителя-предметники.
Принципы социально -педагогического сопровождения:
научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда, администрации и др.;
превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников школы,
технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения ФГОС ООО.
1. Профилактическое направление.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностическое направление.
Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
3. Консультативное
4. Развивающее направление.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6.Просветительско-образовательное направление.
Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
7.Профориентационное направление.
Социально-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
Формы работы социально-педагогического сопровождения:
- Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
- Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение элективного курса «Выбор профессии».
- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
- В 5 – 11 классах проводятся занятия курса «Самосовершенствование личности» Г. К. Селевко:
5 класс
Познай себя
6 класс
Сделай себя сам
7 класс
Научи себя учиться
8 класс
Утверждай себя
9 класс
Найди себя
10 класс
Управляй собой
11 класс
Реализуй себя
Курс «Самосовершенствование личности» помогает реализовать технологии саморазвития личности.
-Работа сенсорной комнаты, реализация курса внеурочной деятельности «Сенсорная комната - волшебный мир здоровья». Воспитанники дошкольной группы «Радуга». Ученики начальной школы посещают занятия сенсорной комнаты.
Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья школьников и детей дошкольного возраста. Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
-Работа Совета профилактики
Организация ученического самоуправления и деятельности детских общественных организаций
Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать.
Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим.
Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
Одна из задач школьной системы образования – подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности. Сегодня обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность.
Ежегодно в начале года в нашей школе проводится круглый стол «Ученическое самоуправление: сложности, проблемы, пути преодоления проблем», где вырабатывается стратегия деятельности самоуправления на текущий год.
Ученики 1-4 классов входят в составСМиД («Союз мальчишек и девчонок - «Солнышко», учащиеся5 – 11 классов–в Школьное правительство.
Каждое министерство Школьного правительства выполняет определённые функции и отвечает за организацию полезных внеурочных дел в школе.
Школьное правительство состоит из министерств: министерство печати, министерство здоровья и спорта, министерство культуры, министерство образования, министерство труда и озеленения, министерство порядка, министерство шефской помощи. Координирует их деятельность президент школы.
Формирование Школьного правительства начинается в классах, в каждом классе в начале года проходят собрания, где выбираются президент и руководители министерств, они входят в состав школьных министерств.
Министерство Печати и информации - контролирует выпуск классами газет к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, готовит и выпускает школьную газету, выпуски новостей школьного телевидения, выпускает буклеты, постеры, памятки и др.
Министерство Образования - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, помогает устранять пропуски и прогулы уроков, помогает классным руководителям проверять дневники учащихся, помогает в организации и проведении ежегодной научно-практической конференции, подготовке к интеллектуальным марафонам, конкурсам, олимпиадам, помогает учащимся старшеклассникам проводить уроки в младших классах в День Самоуправления (в День Учителя).
Министерство Порядка – проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка, сюда входят отряды Юных инспекторов движения, дружина юных пожарных. Ребята помогают вести профилактическую работу по ЗОЖ. Ребята принимают участие в организации дежурств на праздниках.
Министерство Культуры - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно- массовые мероприятия в классах и школе.
Министерство Труда и озеленения - осуществляет организацию дежурств и субботников, следит за своевременной уборкой и чистотой школьных кабинетов, организует и проводит мероприятия по экологическому направлению, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение классов и школы.
Министерство Спорта - оказывает помощь в организации и проведении спортивных мероприятий, массовых праздников и соревнований, дней здоровья.
Министерство Шефской помощи – организует работу с подшефными классами.
Учащиеся 5 – 11 классов, педагоги школы участвуют в выборах президента Школьного правительства. Каждый год в мае проходит ученическое собрание, где подводятся итоги за прошедший год. Отчитывается президент, министры, выступают с критикой и пожеланиями члены правительства, определяют задачи на будущий год.
Ученическое самоуправление работает по таким принципам, как:
1.самоопределение (определение личностных целей в конкретныхпроблемах);
2.защищённость и ответственность;
3.нравственность и культурные нормы;
4.сотрудничество и открытое педагогическое взаимодействие.
Педагогический коллектив школы активно работает над формированием и развитием системы школьного самоуправления в школе, четко помня о том, что эффективность системы определяется тем, как мы воспитываем лидеров, ярких личностей, развиваем их организаторские способности, ответственность, неравнодушие к общественным проблемам, гражданские качества.
По разработанной самими ребятами шкале за участие в общественной жизни класса выставляются баллы и по итогам года определяются победители в номинации «Лидер» которые награждаются на общешкольном празднике «За честь школы».
Назначенные педагоги в органах ученического самоуправления являются кураторами по министерствам. Представители органа ученического самоуправления входит в состав Управляющего Совета образовательного учреждения.
В школе активную деятельность ведет волонтерская команда «Поколение 21 века»
Цель работы волонтеров: создание условий для приобретения подростком социально значимого опыта и формирование социальной активности.
Задачи: 1.Создание условий для приобретения навыков и способов общения со
сверстниками и взрослыми.
1. Формирование умений и навыков лидерского поведения, развитие лидерских качеств в практической деятельности.
2. Выявление и развитие творческого потенциала, включение каждого в обучающую, творческую, развивающую, коллективную и индивидуальную деятельность.
3. Формирование общечеловеческих норм морали, основ правовой культуры.
Направления деятельности: творческое, лидерское, военно-патриотическое, спортивное, милосердие.
Принципы деятельности:
1. Принцип самостоятельности.
2. Принцип ответственности.
3. Принцип равноправия и сотрудничества.
4. Принцип гласности.
5. Принцип коллективности.
Волонтеры школы проводят работу в рамках акций «Твой выбор профессии», «День правовой помощи детям», «Молодежь за здоровый образ жизни», «Бумажный бум», «Скажи курению - «НЕТ»!», «Подарок ветерану», «Письмо солдату» и др.
Волонтеры выпускают и распространяют буклеты о пожарной безопасности, о здоровом образе жизни, о профилактике вредных привычек, о безопасном интернете, принимают участие во всех районных и республиканских мероприятиях, при их непосредственном участии проходят все общешкольные мероприятия.
Члены волонтерской команды школы ежегодно содержат в порядке территории памятников погибшим в годы ВОВ в п. Опытный, с. Иваново, д. Синьял – Котяки, д. Новое Булдеево, д. Первое Чемерчеево, д. Искеево – Яндуши, д. Верхние Кунаши, в проведении митингов.
В школе действует Добровольная дружина юных пожарных, в которую входят 20 учеников 10 – 11 классов. Цель работы дружины: достижение учащимися высокого уровня знаний и умений, касающихся пожарной безопасности и поведения в чрезвычайных ситуациях подобного рода.
Дружины принимают участие в обучении основам пожарной безопасности учащихся, разрабатывают и распространяют информационные материалы по пожарной безопасности, осваивают практические навыки борьбы с огнем, принимают участие в обучении правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с огнем, в экологическом воспитании учащихся.
В отряд «Юные инспектора дорожного движения» входят 15 учеников 3 – 6 классов.Цельработы отряда: формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Юные инспектора дорожного движения участвуют в пропаганде соблюдения правил дорожного движения, участвуют в соревнованиях, принимают участие в совместном с сотрудниками ГИБДД МО МВД России «Цивильский» патрулировании улиц, принимают участие в акциях «Осторожно – дети», «Мои родители – грамотные пешеходы и водители» и др.
Взаимодействие образовательной организации с родительской общественностью
Функционирует государственно-общественное управление образовательным учреждением. Органами коллегиального управления Школы являются:
- Общее собрание работников Школы;
- Педагогический совет;
- Совет Школы.
Разработаны и утверждены:
- Положение об Общем собрании работников школы Приказ №18 от 21.01.2016 года
- Положение о совете Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Опытный» Цивильского района Чувашской Республики Приказ № 223 от 07.12.2013
- Положение о педагогическом совете от 26.03.2016
В школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями:
- традиционные родительские собрания,
- родительский всеобуч («Школа ответственного родительства»),
- заседания родительских комитетов,
- совместные коллективно – творческие дела,
- организация концертов для родителей, приглашение их на школьные праздники,
- спортивные мероприятия, оформление поздравлений к праздникам,
- привлечение родителей к проведению бесед, классных часов, мероприятий, организацииэкскурсий,
- проведение «Дней семьи»
Цели школы: научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Родители принимают участие в дежурстве: еженедельно родители (по графику дежурства классов) дежурят по поселку Опытный, обходят места скопления молодежи, торговые точки, посещают неблагополучные семьи, проводят беседы.
В системе проводятся общешкольные родительские собрания согласно утверждённому плану. Классные руководители рассматривают на родительских собраниях актуальные вопросы воспитания детей.
Проводятсяследующие мероприятия: родительские собрания, консультации, индивидуальные встречи и беседы с администрацией и педагогами, анкетирование и тестирование, опросы, проведение творческого отчёта школы перед родительской общественностью(«За честь школы»), совместные КТД (Дни семьи, Дни здоровья, «Широкая масленица» и др.), творческие и спортивные проекты школы.
На празднике «За честь школы» благодарностями отмечаются самые активные родители– победителив номинации «Родитель года».
Ресурсное обеспечение воспитания в школе
В школе созданы необходимые условия для организации воспитательной работы, проведения досуговых мероприятий, спортивных соревнований, мероприятий для всех участников воспитательного процесса, организации встреч с интересными людьми, а также проведения профилактической работы.
Внеурочная деятельность организована в соответствии с ФГОС второго поколения и охватывает все направления развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
В школе имеются два спортивных зала (большой и малый). Спортивная база полностью обеспечена необходимым инвентарём для организации и проведения занятий по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм, в том числе имеется все необходимое оборудование для организации занятий по лыжной подготовки (лыжная база)..
Стадион оснащен футбольными воротами, спортивной площадкой, волейбольной площадкой.
Учащиеся школы посещают занятия хореографии, которые проводятся в оборудованном зале хореографии.
Для проведения различного рода мероприятий активно используется актовый зал. Для проведения внеклассных мероприятий имеется музыкальная аппаратура: колонки, микшерский пульт, радиомикрофоны, светомузыкальные установки.
Значительную роль в воспитательном процессе играет библиотека. Общий фонд литературы составляет более 11 897 экземпляров, обучающие диски, печатные и электронные энциклопедии. Школа является участником проекта «ЛитРес:Школа». Обеспеченность обучающихся школы учебниками 100%.
Библиотека оснащена 7 компьютерами и выходом в Интернет. В читальном зале учащиеся имеют возможность работать со справочной литературой, словарями, энциклопедиями, журналами и другими источниками. Библиотека организует книжные выставки, проводит конкурсы и викторины, библиотечные уроки.
С 1989 года в школе действует историко-краеведческого музея имени генерал-полковника А.Г.Викторова. Музей включает следующие разделы:«Крестьянский быт»,«Ивановская земская школа», «Знаменитые люди села Иваново», «1905 год в истории с. Иваново», «Наши земляки - участники Великой Отечественной войны», «Ивановская семилетняя школа», «Чувашский государственный научно-исследовательский институт сельского хозяйства», «Вехи истории школы», «Выпускники – военнослужащие».
Большой популярностью в школе пользуется сенсорная комната, в которой проходят занятия «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья».Волшебный мир сенсорной комнаты позволяет создать положительный эмоциональный, хорошее настроение, ощущение комфорта и уюта, благоприятную среду для общения.Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка. В комнате имеется мультисенсорное оборудование: сухой бассейн, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, пучок фиброоптических волокон с блоковым свечением «Звездный дождь», профессиональный прибор заливки светом, проектор, детский зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами, музыкальный центр, диск и мн. др.
В школе имеются информационные стенды, которые позволяют проводить системно работу по пожарной безопасности, пропаганде ПДД, ЗОЖ.
Столовая, обеспечивающая горячим питанием, рассчитана на 90 посадочных мест. 100% обучающихся охвачены горячим питанием. Ученики начальных классов обеспечены двухразовым питанием.
Школа взаимодействует с Культурно – спортивным комплексом п. Опытный, Детской школой искусств им А. М. Михайлова, ФСК «Асамат» (г. Цивильск), Цивильским районным краеведческим музеем, Казенным учреждением Чувашской Республики «Центр занятости населения Цивильского района», предприятиями и организациями Цивильского района.
Предметно-эстетическая среда школы
Школа расположена в типовом здании с автономной газовой котельной, централизованной системой канализации и водоснабжения. Введено в эксплуатацию 1988 году. В школе имеются хорошо оборудованные спортивные залы, столовая, актовый зал, мастерская по обработке ткани и кулинарии, мастерская по обработке дерева и металла, медицинский кабинет, кабинет психолога, библиотека, зал хореографии, музей, кабинет психолога, 3 компьютерных кабинета, тренажерный зал. В школе сегодня 90 компьютеров, на 1 компьютер приходится 4 ученика. Все учебные кабинеты оснащены автоматизированными рабочими местами учителя. Локальная сеть позволяет получить доступ к медиатеке, видеостудии, интерактивному холлу, школьному сайту с любого компьютера в школе. С 2008 года в школе ведется электронный журнал в системе «Net Школа». Во втором полугодии 2014/2015 учебного года в школе в рамках мероприятий по дальнейшему совершенствованию информационно-образовательной среды проведена работа по внедрению комплексной информационной системы «Net Школа - Сетевой Город». Статистика посещения электронных журналов родителями показывает, что 100 % родителей, имеющих дома компьютеры с выходом Интернет, регулярно отслеживают успеваемость и посещаемость детей. Проведена модернизация школьного пищеблока в рамках проекта « Модернизация системы общего образования». Благодаря реализации государственной программы «Доступная среда» в 2014 году в школе появилась возможность создания для детей с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственной среды обучения. Оборудована сенсорная комната, созданы условия для логопедических занятий. В 2015 году проведен капитальный ремонт спортивного зала в рамках федеральной программы по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в сельских общеобразовательных учреждениях и открыта дошкольная группа на 20 мест в рамках федеральной программы модернизации региональных систем дошкольного образования В 2016 году на базе школы создается библиотечно-информационный центр.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни у учащихся
Вся воспитательная работа школы направлена на создание условий для самореализации в социально и личностно значимой деятельности обучающихся, для развития интеллектуального, творческого, спортивного потенциала ученика. В течение года все обучающиеся школы имеют возможность посещать во внеурочное время различные кружки, секции, студии СОШ п. Опытный, КСК п. Опытный, ДШИ им. А. М. Михайлова Центра детского и юношеского творчества, ФСК «Асамат».
Ведется работа по укреплению здоровья обучающихся, формированию здорового образа жизни. Ее целью является формирование ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда физической культуры, спорта, туризма.
Большое внимание уделяется организации рационального и здорового двигательного режима школьников в системе школы. Перед началом занятий проводится утренняя зарядка, включающая как традиционные комплексы упражнений, а также упражнения для развития мелкой моторики и гимнастика для глаз.
Во внеурочное время учащиеся посещают спортивные кружки и секции («Легкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол», «Зарница», «Орленок»). Учащиеся школы занимаются в хореографической студии «Степ – ап».
Проводятся общешкольные мероприятия, направленные на укрепление здоровья учащихся и формирование ЗОЖ (спортивные соревнования по футболу, волейболу, хоккею, баскетболу, пионерболу, плаванию, легкоатлетические эстафеты, лыжные эстафеты, соревнования «Зарничка», турнир «Богатырская наша сила»; единые классные часы о здоровье и профилактике вредных привычек («Здоровье человека: угрозы 21 века», «Готов к труду и обороне» и др.; уроки здоровья «Профилактика простуды и гриппа», «Вредные привычки сокращают жизнь»и др.).
В систему коллективно - творческих дел входят туристический слет, первенство «Мяч над сеткой», «Оранжевый мяч», гимнастическое троеборье, военизированная игра «Зарничка», легкоатлетическая эстафета, школьные дни здоровья.
Ежегодно учащиеся 9-11 классов принимают участие в социально – психологическом тестировании обучающихся, направленном на ранее выявление немедицинского потребления психотропных средств и психотропных веществ
Формирование антитеррористической защищенности школы
В нашей школе проводится целый комплекс мер, направленных на укрепление материальной базы, систематическая профилактическая работа по усилению бдительности персонала, формированию умений оперативно и адекватно действовать при возникновении террористической угрозы.
Имеется телефонная связь; организован пропускной режим с ведением журнала посещений образовательного учреждения посторонними лицами; осуществляется ежедневный обход и проверка помещений со стороны лиц, назначенных ответственными за безопасность учреждений, на предмет обнаружения посторонних предметов. Изданы приказы по антитеррористической защищённости; разработаны планы мероприятий по антитеррористической деятельности, инструкции по противодействию террористическим актам, о порядке действий в условиях возникновения угрозы террористического акта и т. д. Вопросы антитеррористической защищённости рассматриваются на заседаниях педагогических советов, в рамках уроков ОБЖ.
Проводятся занятия, инструктажи, плановые и внеплановые тренировки с обучающимися, воспитанниками, преподавательским составом. Созданы и обновляются уголки, содержащие информацию о действиях при угрозе террористических актов, в чрезвычайных ситуациях. Разработан паспорт безопасности.
Особое внимание уделяется тренировочным эвакуациям персонала, обучающихся (воспитанников). Такие тренировки проводятся каждую четверть и способствуют освоению навыков быстрого реагирования в чрезвычайной ситуации.
Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму включает:
- проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
- непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
- организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.
Разработан план работы по профилактике экстремизма.