Роль классного руководителя в формировании педагогической культуры родителей

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов

Тема: Роль классного руководителя в формировании педагогической культуры родителей

Учитель: Антонова Ольга Маркеловна

 

«Каждой семье – педагогическую культуру» – этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества, поэтому  необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.  В настоящее время перед школой остро стоит проблема повышения педагогической культуры родителей и формирования их  педагогического сознания.

К сожалению, большинство родителей не догадываются, насколько их собственное поведение, их отношение к школе и педагогам влияет на адаптацию ребёнка в классе, его психическое и физическое благополучие, дальнейшую успешность.   Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования подрастающего поколения, классный руководитель должен  провести большую и серьезную работу, выступив объединяющим ядром образовательного пространства. 

С чего же начать?

Для начала необходимо наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость.

Для информационного контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. Педагогу, желающему наладить конструктивные отношения с родителями необходимо следовать принципам:

1. Использование навыков положительного общения.

Следует сообщать родителям о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, публичных выступлений, при помощи средств массовой информации. При обсуждении особенностей характера ребёнка следует использовать индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них. Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, нужно узнать, чего хотят они, а также своевременно и положительно реагировать на предложения, идеи и просьбы родителей.

2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения.

Во время общения с родителями следует настроить себя на сотрудничество, стараться избегать назидательного тона, надо больше спрашивать и слушать, совместно определять план дальнейших действий. Педагог помогает членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя.

3. Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи.

 Педагог получает от родителей информацию о долгосрочных целях и в отношении будущего их ребенка и семьи; признает уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражает им благодарность.

4. Уважение разнообразия и уникальности семей.

Необходимо принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными и стараться выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.

5. Создание дружелюбного партнерства между школой и семьей.

Педагог предоставляет всем членам семьи возможность для активного участия в учебно-воспитательном процессе, делает все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно. Следует давать родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в классе.

Обогащение опыта родителей психологическими и педагогическими  знаниями осуществляется с помощью таких традиционных форм работы,  как родительское собрание, индивидуальные тематические консультации.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, анкетирование.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

5. Обязательный атрибут каждого собрания – портфолио каждого учащегося нашего класса. В нём фиксируются личные достижения ребёнка, творческие работы, фотографии прошедших мероприятий, в которых ребёнок принимал участие.

6. Выставка тетрадей.

7. Психологические рекомендации и советы классного руководителя по  тематике собрания.

Индивидуальные консультации помогают осуществить диагностику реальных затруднений родителей в воспитании детей, оказать им практическую и методическую помощь. На такие встречи можно привлечь специалистов школы: педагога – психолога и социального педагога.

Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей  являются такие формы работы, как коллективное творческое дело, проектировочная деятельность, совместные праздничные мероприятия (викторины, концерты, весёлые старты,  утренники, чаепития). 

Нередко внеклассное мероприятие  проходит с чётким распределением функций и с очевидной разрозненностью учителя, родителей и детей: учитель – организатор, ученики – актёры, исполнители, родители – пассивная группа зрителей. Преодолеть такое распределение обязанностей – одна из задач  в работе классного руководителя; необходимо  максимально активизировать и сплачивать в единый творческий процесс учителя, родителей и детей. 

Во внеклассном мероприятии выделяют следующие этапы:

- мотивационный;

- организационно – подготовительный;

- исполнительский (сам праздник);

- рефлексивно – оценочный.

Привлечение родителей на всех этапах мероприятия (конечно, с учётом их индивидуальных способностей и возможностей) способствует сплочению детско – родительской группы, оптимизации социальных взаимоотношений детей с друг с другом, повышению педагогических и  творческих знаний родителей, что в конечном итоге благотворно отражается на наших детях.

В этом учебном году в нашем классе проводились творческие коллективные дела, где родители совместно с детьми  принимали участие:

-        Конкурс презентаций «Мама… Нет роднее слова!»

-        Выставка поделок «Человек, на котором держится дом»

-        Республиканский эколого-просветительский проект «Бумажный бум»

-        Конкурс «Снежинка – 2016»

Исходя из результатов работы, можно констатировать, что произошло повышение педагогической культуры родителей, возросла активность их участия в коллективных делах класса, возникло сотрудничество и деловые взаимоотношения как результат сознательной, целенаправленной работы с родителями как равноправными участниками, заинтересованными в успехе воспитания собственных детей.

В заключении, следует отметить:

С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество школы и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

 

 

 

Список  литературы:

1. Горбунова Н.А.Родительские собрания в начальной школе. –Волгоград-АСТ, 2006

2. Григорьева М.Н. Родительская неделя – эффективная форма сотрудничества семьи  и школы. // Начальная школа. 2005. №11

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М: ВАКО, 2005

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М.:ВАКО, 2008

5. Иванова Н.В. Возможные приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеучебной деятельности.// Начальная школа.2006.№3

6. Поздеева С.И. Школа совместной деятельности: школа для детей, педагогов и родителей// Начальная школа. 2009.№4