Развитие речи детей в процессе игровой деятельности
Цель : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком
Задачи :
1) помогать овладевать речью как средством общения и культуры;
2) обогащать активный словарь;
3) развивать связную , грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
4) развивать речевое творчество;
5) развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
6) знакомить с книжной культурой, детской литературой,
7) понимать на слух тексты различных жанров детской литературы;
Принципы и подходы:
принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи
принцип развития языкового чутья
принцип обогащения мотивации речевой деятельности
принцип обеспечения активной языковой практики.
Основные направления работы по развитию речи детей
1. Создание развивающей речевой среды
2.Формирование словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
3.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
4. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), Словообразование
5.Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь. Монологическая речь (рассказывание)
6 Приобщение к художественной литературе.
7. Подготовка к обучению грамоте
Методы развития речи
Наглядные: · Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); · Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинкам) |
Словесные: · Чтение и рассказывание художественных произведений; · Заучивание наизусть · Пересказ · Обобщающая беседа · Рассказывание без опоры на наглядный материал |
Практические: · Дидактические · Игры – драматизации · Инсценировки · Дидактические упражнения · Пластические этюды · Хороводные игры |
Так как многие дети плохо выговаривают некоторые буквы, каждый день мы стараемся проговаривать какую-нибудь скороговорку, учим стихи по сезону, описываем погоду на улице. Пробуем сочинять короткие стихотворные строчки. Например, «Светит солнышко в окошко и зовёт нас на прогулку».
Когда описываем картину, дети задают вопросы друг другу по картине и отвечают. И обязательно я прошу, чтобы они указывали признак предмета или человека.
Когда учим буквы, обязательно их рисуем, подписываем название. Например, буква Л похожа на настольную лампочку . Мы пишем слово «лампа» по слогам, указываем нумерацию слогов, обязательно ставим ударение.
После чтения сказок, обсуждаем поступки героев, иногда придумываем свой конец.
У нас в группе есть волшебный сундучок, куда я прячу какую- нибудь вещь, и дети задавая вопросы , угадывают , что я туда спрятала.
Обязательно проговариваем все физкультминутки.
Практикуем рассказы из личного опыта. Вот, например, недавно 1 семья съездила в Москву. И мальчик несколько дней делился своими незабываемыми впечатлениями от всего увиденного. Многие дети были с родителями на море, и они с большим удовольствием рассказывают друг другу про море, про экскурсии.
Когда рассматривают книжки, беседуют друг с другом, показывают картинки.
А нынче я решила попробовать вот что. Так как у нас в школе традиционно перед Новым годом проходит ШФИ, т. е. школьный фестиваль искусств, где каждый класс показывает свою сказку, и наша группа тоже каждый год участвует- чтобы дети могли лучше вживаться в роль, мы делаем так. После прочтения какой – нибудь небольшой сказки, дети выбирают себе понравившуюся роль, и мы играем эту сказку прямо в группе несколько раз, меняясь ролями.
На уроках рисования по замыслу дети рассказывают, что они нарисовали.
Развитию грамотной речи способствуют различные словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
Уже к 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с детьми, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Они должны чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой они обязательно должны выиграть. Поощряйте их малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Играем в различные словесные игры .
Например, «Я –вам, вы- мне». Это когда я им озвучиваю предложение, а они считают слова и говорят мне, сколько слов» и наоборот.
1.«Четвёртый лишний».
2. «Посчитай». Считаем всё, что можно
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
3.«Скажи наоборот»( антонимы)
4. «Подбери слово».
Детям предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
5. «Большой - маленький».
Детям предлагается назвать ласково,
6. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
7. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
8. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
9. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
10. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
11. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
12 .«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
13.«Приготовим сок»
«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
14.«Доскажи словечко»
Я начинаю фразу, а дети заканчивают ее. Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
15.«Отгадай, кто это»
Я произношу слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
16.«Отгадай предмет по его частям»
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Корень, стебель, листья, лепестки.
17.«Упрямые слова»
Рассказываю детям , что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задаю ребенку вопросы и слежу, чтобы он не изменял слова в предложениях.
18.«Исправь ошибку»
Я читаю предложения, а дети исправляют и говорит правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.
19.«Перепутанница»
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»
Играем в разные лексические игры: Что он (а, о, и) делают» . Например, снег что делает? – тает, лежит, падает, липнет, украшает- кто последний назовёт действие – тот и победитель.
«Назови ласково» : Кошка- кошечка, река- реченька, речка и т. д.
«Назови членов семейки животных или птиц » : Например, лошадиная семья: папа- конь, лошадь, жеребёнок и т. д.
« Называем слова на 1 определённую букву , 2 буквы, на 3 буквы.
Детям нравится играть в игру по ТРИЗ технологии « В стране Котландии», где они придумывают различные фантастические истории.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялись как личность, чтобы чувствовали себя свободно и уверенно. И в этом главную роль играет речь.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.
При задержке речевого развития ребенку гораздо сложнее адаптироваться в детском коллективе. Из-за неправильного произношения нескольких групп звуков, нарушения слоговой структуры слова, бедности словарного запаса, речь детей становиться мало понятной окружающим, невыразительной. Поэтому дети замыкаются в себе, начинают стесняться, а в некоторых случаях даже проявляют агрессивность и обидчивость. У детей наряду с указанными речевыми особенностями отмечается недостаточность сформированности неречевых процессов, которые тесно связаны с речью: память, внимание, мелкая и общая моторика, словесно-логическое мышление. Если ребенку своевременно не помочь, то в дальнейшем ему будет еще сложнее освоить школьную программу, так как все эти трудности проявятся в ошибках при письме и чтении, то есть нарушение устной речи перейдет в нарушение письменной речи.
Давно известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи.
Одной из форм по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Игра "Моя семья".
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
В конце хочется сказать, что важнейшим условием того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования..
Рекомендации
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать несколько условий.
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
И вообще, как показывает практика и наблюдения, нужно разговаривать с детьми всегда и везде.