Развитие речи детей в процессе игровой деятельности

Развитие речи детей в процессе игровой деятельности

 

Цель : формирование устной речи  и навыков речевого общения  с окружающими на основе овладения литературным языком

 

Задачи :

1) помогать  овладевать речью как средством общения и культуры;

2) обогащать  активный словарь;

3) развивать связную , грамматически правильную  диалогическую и монологическую  речь;

4) развивать речевое творчество;

5) развивать звуковую  и интонационную культуру речи, фонематический слух;

6) знакомить  с книжной культурой, детской литературой,

7) понимать на слух тексты различных жанров детской литературы;

 

Принципы и подходы:

принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития

принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи

принцип  развития языкового чутья

принцип обогащения мотивации речевой деятельности

принцип обеспечения активной языковой практики.

 

 Основные направления работы по развитию речи детей

1.      Создание развивающей речевой среды

 2.Формирование словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

 3.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

 4. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),  Словообразование

 5.Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь. Монологическая речь (рассказывание)

 6 Приобщение к художественной литературе.

7. Подготовка к обучению грамоте

 

Методы развития речи

Наглядные:                                                         · Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);                                                            · Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинкам)

Словесные:                                                                · Чтение и рассказывание художественных произведений;                                                              · Заучивание наизусть                                               · Пересказ                                                                   · Обобщающая беседа                                           · Рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические:                                                      · Дидактические                                                 · Игры – драматизации                                     · Инсценировки                                                   · Дидактические упражнения                         · Пластические этюды                                    · Хороводные игры

 

 

        Так как многие  дети плохо выговаривают некоторые буквы, каждый день мы стараемся проговаривать какую-нибудь  скороговорку, учим стихи по сезону, описываем погоду на улице. Пробуем сочинять короткие стихотворные  строчки. Например, «Светит солнышко в окошко и зовёт нас на прогулку».

       Когда описываем картину, дети задают вопросы друг другу по картине и отвечают. И обязательно я прошу, чтобы они указывали признак предмета или человека.

            Когда учим буквы, обязательно их рисуем, подписываем название. Например, буква Л похожа на настольную лампочку . Мы пишем слово «лампа» по слогам, указываем нумерацию слогов, обязательно ставим ударение.

         После чтения сказок, обсуждаем поступки героев, иногда придумываем свой конец.

   У нас в группе есть волшебный сундучок, куда я прячу какую- нибудь вещь, и дети задавая вопросы , угадывают , что я туда спрятала.

   Обязательно  проговариваем все физкультминутки.

  Практикуем рассказы из личного опыта. Вот, например,  недавно 1  семья съездила в Москву. И мальчик несколько дней делился  своими  незабываемыми  впечатлениями от всего увиденного. Многие дети были с родителями на море, и они с большим удовольствием рассказывают друг другу про море, про  экскурсии.

    

    Когда рассматривают книжки, беседуют друг с другом, показывают картинки.

 А нынче я решила попробовать вот что. Так как у нас в школе традиционно перед Новым годом проходит ШФИ, т. е. школьный фестиваль искусств, где каждый класс показывает свою сказку, и наша группа тоже каждый год участвует- чтобы дети могли  лучше вживаться в роль,  мы делаем так. После прочтения какой – нибудь небольшой сказки, дети выбирают  себе понравившуюся  роль,  и мы играем эту сказку прямо в группе несколько раз,  меняясь  ролями.

  На уроках рисования по замыслу дети рассказывают, что они нарисовали.

 

       Развитию грамотной речи способствуют различные  словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

       Уже к 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя,   ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

        Играя с детьми, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Они должны чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой они обязательно должны выиграть. Поощряйте их малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Играем в различные  словесные игры .

 Например, «Я –вам, вы- мне». Это когда я им озвучиваю  предложение, а они считают слова и говорят мне, сколько слов» и наоборот. 

 1.«Четвёртый лишний».

 

  2. «Посчитай». Считаем всё, что можно

 Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…

 

 3.«Скажи наоборот»( антонимы)

  

4. «Подбери слово».

 Детям предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

 

 5. «Большой - маленький».

 Детям  предлагается назвать ласково,

 

 6. «Отгадай загадку».

 Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

 Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

 Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

 

7. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

 

8. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

 

Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

 

9. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

 

10. «Расскажи стихотворение».

 

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

 

11. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

 

12 .«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

 

13.«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

 

14.«Доскажи словечко»

Я начинаю  фразу, а дети заканчивают ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

 - Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

 

15.«Отгадай, кто это»

Я  произношу  слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

 

16.«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

 

17.«Упрямые слова»

Рассказываю детям , что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задаю ребенку вопросы и слежу, чтобы он не изменял слова в предложениях.

 

18.«Исправь ошибку»

Я  читаю предложения, а дети  исправляют и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

 

19.«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»

       Играем в разные лексические игры: Что он (а, о, и) делают» . Например, снег что делает? – тает, лежит, падает, липнет, украшает- кто последний назовёт действие – тот и победитель.

«Назови  ласково» : Кошка- кошечка, река- реченька, речка и т. д.

«Назови членов семейки животных или птиц » : Например,  лошадиная семья: папа-  конь, лошадь, жеребёнок и т. д.

« Называем слова на 1 определённую букву , 2 буквы, на 3 буквы.

 Детям нравится играть в игру по ТРИЗ технологии  « В стране Котландии», где они придумывают различные  фантастические истории.

 

 

 

           Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялись как личность, чтобы чувствовали себя свободно и уверенно. И в этом главную роль играет речь.

 

       Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

 

       Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.

 

 

        При задержке речевого развития ребенку гораздо сложнее адаптироваться в детском коллективе. Из-за неправильного произношения нескольких групп звуков, нарушения слоговой структуры слова, бедности словарного запаса, речь детей становиться мало понятной окружающим, невыразительной. Поэтому дети замыкаются в себе, начинают стесняться, а в некоторых случаях даже проявляют агрессивность и обидчивость. У детей наряду с указанными речевыми особенностями отмечается недостаточность сформированности неречевых процессов, которые тесно связаны с речью: память, внимание, мелкая и общая моторика, словесно-логическое мышление. Если ребенку своевременно не помочь, то в дальнейшем ему будет еще сложнее освоить школьную программу, так как все эти трудности проявятся в ошибках при письме и чтении, то есть нарушение устной речи перейдет в нарушение письменной речи.

 

       Давно известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи.

Одной из форм по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.

           Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игра "Моя семья".

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

 

            В конце хочется сказать, что важнейшим условием того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования..

 

Рекомендации

 

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно,  необходимо соблюдать несколько условий.

 

•   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

 

•   В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

 

•   Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит

развитие ребенка.

 

•   Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

 

•   Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

 

•   Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

 

 

И вообще, как показывает практика и наблюдения, нужно разговаривать с детьми всегда и везде.