Из опыта дифференцированного обучения

Из опыта дифференцированного обучения

 

     Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, т.к. школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь данного результата, считаю, класс лучше разделить на группы: ученики с высокими - средними - низкими учебными возможностями.

Критериями деления учащихся на группы являются:

- объем имеющихся знаний;

- культура умственного труда;

- уровень познавательной активности;

- способность к абстрактному мышлению;

- умение анализировать и обобщать;

- утомляемость от интеллектуальной деятельности;

- уровень самостоятельности;

- уровень работоспособности (желание и умение учиться).

    Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, анализу. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда. Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны.  Работа с сильными учащимися предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности.       

     Ученики со средними учебными возможностями имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание уделяю развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах.Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствуетработа в паре, где «одна голова хорошо, а две лучше». Выполняя работу в паре или в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, слабо знают изученный ранее материал, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.Таким учащимся готовлю опорные схемы, таблицы, опорные карточки, которые помещаем в специальную«папку-помощницу».Этой группе школьников даю посильные проверочные задания. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся выполняют задания на карточке.

При планировании урока продумываю пути взаимодействия групп, рациональные приемы проверки результатов.

Дифференцированный подход к обучению имеет положительные результаты:

- уменьшается психологическая нагрузка на детей, которым трудно учиться в рамках обычной программы;

- решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;

- становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

 

 

.