Родительские чаты

Михайлова Анастасия Юрьевна,

учитель МБОУ «СОШ п. Опытный»

Цивильского района Чувашской Республики

 

 «Родительские чаты»

На проспекте Тореза группа мужчин выясняла отношения путем перестрелки — нет, это не из хроники криминального Петербурга образца 90-х, а эпизод из новейшей истории ссор в школьных родительских чатах, которые на глазах становятся угрозой жизни и здоровью всех участников виртуального родительского собрания. Коллективная дуэль, на которой сошлись 22 ноября шестеро питерских отцов, повздоривших в чате, на их счастье, закончилась «всего лишь» возбуждением уголовного дела. А вот отцу волгоградской шестиклассницы Роману Гребенюку повезло меньше: получив удар от брата матери одноклассницы своей дочери за спор в родительском чате, он скончался.

Понятие «родительский чат» знакомо, пожалуй, всем мамам и папам. Это группа в мессенджере, реже – в соцсети, созданная специально для общения родителей, чьи дети ходят в один класс, группу в садике, кружок или секцию. Здесь всегда можно оперативно узнать необходимую информацию - самое настоящее благо цивилизации!

Но, если честно, родительский чат сегодня все чаще превращается в отдельный мир со своей внутренней иерархией, войнами и перемириями и даже... естественным отбором!

Потребность в родительских чатах возникла не так давно. В то время, когда мамы нынешних школьников сами учились в школе, программа была более-менее одинакова по всей стране, смена начиналась и заканчивалась в одно время, не было такого обилия кружков, секций и дополнительных занятий, такого количества креативных домашних заданий, проектов, детско-родительских конкурсов.

Поэтому сегодня без постоянной связи никуда, и родительский чат спасает: он позволяет мгновенно узнать, что задали по русскому, какое завтра расписание, кто утащил фломастеры у Васи, кто поедет на экскурсию.

Сегодня телефоны родителей пикают с утра до вечера. Чаты есть в каждом классе, в каждой группе детского сада, в кружках и спортивных секциях. В среднем среднестатистический родитель состоит в 4-5 родительских чатах (чат класса, где только мамы; чат, где можно связаться с учителем (воспитателем), чат с тренером, чат с руководителем кружка и т. д.)

В период пандемии и дистанционного обучения чаты стали большим подспорьем для учителей и родителей, плюсов у них очень много: оперативный обмен информацией, возможность быстро решить возникающие вопросы, принять общее решение. Информация- главная задача родительского чата. Но, как в любом информационном пространстве, в нем частенько случаются сбои:

  1. Флуд

Чат, созданный с одной единственной целью - информативной, превращается в балаган. Родители обсуждают поделки, купленные вещи, желают друг другу доброго утра и прочее. Не понимают уместности того, что и куда они пишут.

  1. Реклама

Родители навязывают мастер –классы знакомых, студии и т.д. Это воспринимается как назойливый спам. 

  1. Конфликты

Эта проблема в чатах, как и на всем интернет-пространстве, появляются по двум причинам: отсутствие четко прописанных правил поведения в чате и отсутствие модераторов, которые следят за соблюдением этих правил. У каждого участника свои собственные представления о том, зачем нужен чат и как себя в нем вести. И частенько эти представления не совпадают!

Есть на просторах глобальной сети интересная классификация родителей родителей. Их делили на…

  • Активистов. Тех, кто всегда участвует во всех обсуждениях, спорах и т. д.
  • Тихонь. Тех, кто все читает, но помалкивает.
  • Держащих нейтралитет. Тут все понятно – это родители, которые в перепалки не вступают, но в случае необходимости и вопрос зададут, и свое мнение выскажут.

Психолог Ирина Лагунина говорит, что эта классификация вполне имеет право на существование, ведь в родительском чате у взрослого человека может реализоваться целых пять психологических моделей.

Несмотря на обилие развлечений, жизнь у современного взрослого достаточно однообразна. Человеку не хватает впечатлений. Естественно, родительский чат – это одна из возможностей создать эти впечатления. И некоторые люди для этого даже провоцируют конфликты. 

Итак, можно по-разному относиться родительским чатам как явлению, но исключить его из жизни совсем теперь уже невозможно. Особую роль играет чат с педагогом, он должен стать образцом для родителей, в идеале – повысить культуру в многочисленных родительских чатах, где нет педагогов. Итак, «официальный» чат педагога с родителями. Именно педагог должен задать тон общения в чате, установить правила коммуникации для всех его участников.

1.Чат педагогов с родителями – это прежде всего канал информации, а не коммуникации. Дело педагога – сообщить мамам и папам все, что они должны знать на данный момент, но не более того. Возможен вариант – в чате пишет только педагог. В этом случае чат – это доска объявлений. Никто на ней не пишет своих комментариев и вопросов. Информируйте, объявляйте, заявляйте. Отключите функцию «добавлять комментарии» и напоминайте родителям, что тут пишут только педагоги. Для общения родителей есть обычно отдельный чат.

2.Время работы чата. Коммуникация с родителями – это не отдых, развлечение или хобби. Это работа. А время работы должно быть строго нормировано, думаю, сложно с этим не согласиться. Не нужно писать в семь утра, два часа ночи, за рулем и т.д.. Педагог может писать в чат три раза в день. Утром то, что родители должны знать сегодня. Днем – ответы на вопросы и комментарии. Вечером – итоги дня.

3.Пишите инструкции. Каждое сообщение педагога должно отвечать на все вопросы, которые могут возникнуть у родителей (что, где, когда, кому надо и не надо, сколько стоит и прочее).

4.Все документы, которые родители должны заполнять, распечатывать, подписывать, складывайте в электронную папку.

  1. Выкладывайте домашнее задание. Да, это дополнительная нагрузка к электронному дневнику, но домашняя работа – это максимум вопросов и эмоций у родителей. Поэтому она желательна в третьей (последней) записи педагога в чат.
  2. Создайте пост «Часто задаваемые вопросы» и сделайте его заглавным в чате. Там все, что актуально в течение учебного года: расписание звонков, каникулы, контакты педагогов и родительского комитета.
  3. Управляйте. Не нужно отвечать на каждый вопрос, комментарий и всхлип родителя.

Практика показывает, что через час-другой родитель либо найдет ответ, либо успокоится. А если не то и не другое, то точно дождется общения с вами.

  1. Сделайте регулярными встречи с родителями. Можно онлайн. Например, раз в две недели – день ответов на вопросы. И вот тут уже можно все обсудить, подискутировать, высказать разные точки зрения, пообщаться.

Родительские чаты

Педагог не может контролировать их, если он не состоит в нем. Но все же может попытаться направить общение родителей в нужное русло, чтобы пресечь конфликты.

Вот что советуют психологи:

  1. Назначить модератора из числа родителей. Все появляется в чате после проверки модератором!

Советы психолога родителям:

  • Единственный вариант существования в конфликтном чате - реагировать не на эмоции, а на информацию. Выражать собственное недовольство тоже необходимо максимально информативно, избегая эмоционально окрашенных слов.
  • Если трудно принять решение, самое простое решение — голосование. Пусть члены родительского комитета посмотрят все варианты и предложат на выбор самые популярные. Не стоит давать больше 3–5 вариантов, иначе каждый будет настаивать на своём.
  • Родители по-разному понимают назначение чатов: одни считают их местом для обсуждения домашних заданий или поездок, а другие — пространством для общения. Если вас беспокоят постоянные уведомления, отключите их и проверяйте переписку раз в день. Вы не обязаны отвечать на сообщения и можете покинуть чат в любой момент.
  • Если большинство родителей отмалчиваются, дело не движется, к важным делам подходите за 2–4 недели. Не начинайте обсуждение вечером. Люди активно работают в первой половине дня, поэтому все идеи — до 11 утра. Предложили и дали 24 часа подумать. Если результата нет, напомните на следующий день. До двух напоминаний — и участники чата включатся в обсуждение.
  • В родительском чате стоит ввести регламент общения — не хамим, нет спамим, обсуждаем по сути, уважительно относимся к друг другу. Далеко не все будут соблюдать регламент — людей нужно под эти правила воспитать. Воспитателем может быть администратор чата. Роль администратора тоже пропишите в правилах, чтобы участники воспринимали его замечания. Если кто-то хамит, достаточно пары предупреждений. Не работает — удалите невоспитанного участника.
  • Если что-то не устраивает, активно выступайте в чате, чтобы вас заметили в группе. Будьте уважительны, говорите только от себя — не «это плохо», а «мне не подходит». Предлагайте свои варианты, найдите единомышленников. Несогласные с позицией лидера могут просто молчать.
  • Если обсуждают детей, это явное несоблюдение правил — нарушение границ. Администратор должен предупредить и провести воспитательную беседу. Самим в перепалку лучше не вступать.
  • Если дают непрошеные советы, верный способ — поблагодарить и забыть ненужный совет. Главное — не оправдываться, иначе советчики будут считать себя важными птицами и снова полезут с советами.

Итак, заведите правила общения в чате, выберите модератора — чтобы пресекал болтунов и удалял хамов, спорные вопросы решайте голосованием. Если навести порядок не удаётся и чат по-прежнему раздражает, покиньте группу и узнавайте новости от классного руководителя.

Есть такая фраза: «Самое трудное в работе с детьми – это работа с их родителями». К вопросу о родительских чатах это относится тоже в полной мере. И все же педагог может задать направление такому общению. Сделать его полезным и эффективным, а не сеющим раздоры и конфликты.