Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографическая студия «Степ-ап»

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Опытный»

Цивильского района Чувашской Республики

 

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

Протокол № 4 от 08.11.2021 г.                       

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

Протокол № 2 от 29.12.2021 г.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №315 от 29.12.2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

 программа «Хореографическая студия «Степ-ап»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст детей, на которых рассчитана

программа: 11-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

Автор-составитель:

Борисова Татьяна Леонидовна

учитель – хореографии

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 2021-2022

 

 

Пояснительная записка

 Танец — один из самых древних видов искусства, история его не короче истории человечества. Наши предки связывали танцы с природными явлениями, языческими и религиозными ритуалами, обычаями и традициями, чувствами и эмоциями. При помощи танцев люди познают окружающий их мир и самих себя, управляют будущим, избавляются от недугов, укрепляют душевное и физическое здоровье.

                Школа остается центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры школьника. В настоящее время, когда такое искусство как хореография, играет не менее значительную роль в воспитании подрастающего поколения, чем музыка и изобразительное искусство. Хореография развивает эмоциональную сферу и совершенствует человека физически. Потребность в движении присуще людям, и чем моложе человек, тем эта потребность может удовлетворяться полнее. Поэтому двигательную активность, потребность ребенка в движении важно организовать и направить в правильное русло. Существенную роль в этом могут сыграть занятия хореографии. Хореография – искусство, в котором музыка оживает в движении, а тело приобретает пластичность, изящество и красоту. Занятия хореографии оказывают положительное влияние на формирование таких качеств ребенка, которые недостаточно развиваются на других уроках – активное творческое мышление, воображение, внимание, память, физическое и нравственное развитие.

Хореография позволяет обучать танцам с раннего возраста, что позволяет дальнейшему развитию способностей среди учащихся образовательных учреждений.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность практики обусловлены потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека.

Хореографическое искусство - это огромный творческий потенциал в развитии художественно-эстетической культуры общества в целом. Известный отечественный психолог Выготский Л.С. подчёркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец с его богатой образно-художественной системой, безусловно, играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества.

Именно средствами танцевальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Развитие детского творчества - обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности.

Занятия сочетают в себе обучение основам танцевальных движений классического танца с занятиями гимнастикой (экзерсис на полу). Такая организация учебного процесса формирует танцевальную культуру, чувство ритма, творческие способности и одновременно позволяет совершенствовать физическую подготовленность, форму и выносливость.

Активное применение технологии обучения в сотрудничестве позволяет решать важные педагогические задачи, выход за рамки узкопрофессиональных задач, развитие внимания, мышления, фантазии, активности, художественно-творческих способностей детей путём специального подбора заданий, упражнений, заставляет  думать, размышлять, анализировать и делать выводы.

Педагогическая целесообразность практики  для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Представив хореографию во всем ее многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, научив его работать в сотрудничестве мы тем самым открываем более широкие перспективы для самоопределения и самореализации.

 Отличительные особенности программы:

Модифицированы типовые программы и добавлены раздел «Партерная гимнастика», позволяющий разгрузить позвоночник, проработать различные группы мышц, увеличить подвижность суставов, стимулировать работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Расширен раздел «Танцевальные движения», в который вошли базовые элементы русской пляски, современного детского танца.

Нормативно-правовая база для создания   программы: 

 — Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 - Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”

  — Приказ Министерства Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

 - Государственная программа Чувашской Республики, Развитие образования»  от 20 декабря 2018 года N 531 ( с изменениями от 13 октября 2021 года)

 - Концепция внедрения целевой модели развития республиканской системы дополнительного образования детей

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление № 28 от 28 сентября 2020 года)

  - Устав МБОУ «СОШ п. Опытный» Цивильского района

 

Направленность программы – художественная

 

Цель программы: формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами танцевального искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

            В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

Образовательные:

Ø  обучение детей танцевальным движениям;

Ø  формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений;

Ø  формирование культуры движения, выразительности движений и поз;

Ø  формирование умения ориентироваться в пространстве;

Ø  развитие темпо-метро-ритмической чувствительности, знание музыкальных форм, стиля и характера произведения;

   Воспитательные:

Ø  развитие у детей активности и самостоятельности;

Ø  формирование общей культуры личности ребенка;

Ø  обучение учащихся самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности;

Ø   формирование чувства ответственности за результат общей деятельности;

Ø  создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве – учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

   Развивающие:

Ø  развитие творческих способностей детей, воображения;

Ø  развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;

Ø  развитие исполнительских навыков в танце.

   Оздоровительные:

Ø  укрепление здоровья детей;

Ø  развитие ловкости, гибкости, координации движений;

Ø  формирование  осанки.

 

Возраст детей, участвующих в реализации программы

     В студию принимаются все желающие, имеющие интерес к хореографическому искусству.

    Возраст детей, участвующих в реализации программы–11-14 лет.

   Количество занятий – 2 часа в неделю (в год – 68 часа).

   В хореографической студии «Степ-ап» образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями обучающихся.

       При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как выдержка, дисциплина, терпение, сосредоточенность, целеустремлённость.

      Материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки ребят. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:

                     структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;

                     актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.

       Показателями эффективного функционирования кружка служат: наличие единого контингента воспитанников; взаимосвязь нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности; единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности; осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе коллективного образовательного процесса;

обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры; определенные достижения обучаемых.

Методы обучения и формы организации учебных занятий:

При организации учебного процесса в студии тип занятия определяется, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения занятия, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на занятии, методов обучения.

Виды занятий в детском хореографическом коллективе: групповые, мелкогрупповые, индивидуальные.

Групповые занятия – это занятия, в которых участвует вся группа. Руководитель и педагог непосредственно воздействует на всех детей, предоставляя возможность для творческого развития личности в коллективе. На групповых занятиях изучаются новые движения, массовые танцы.

Мелкогрупповые занятия – это занятия, в которых участвует от 3 до 12 детей. Применяются для отработки конкретных движений, комбинаций, танцевальных номеров.

Индивидуальные занятия – это занятия, в которых участвует от 1 до 3 детей. Применяется для развития и совершенствования танцевальных умений и навыков, а так же для устранения пробелов в знаниях, если таковые имеются. Может применяться как воспитательная беседа с учеником.

Формы занятий: урок, репетиция, концерт

Урок– необходимая форма работы в хореографическом коллективе, на котором осваивается новый танцевальный материал, совершенствуется методика исполнения движений, вырабатывается техника исполнения движений, поддерживается общая физическая форма, выявляются творческие способности и творческая активность.

Структура урока:

 -организованный вход в зал,

- разминка,

- повторение пройденного материала,

- изучение нового материала,

- репетиционно-постановочная деятельность,

- игра,

- организованный выход из зала.

2.Репетиция – служит для отработки и повторения танцевальных номеров к концерту. На репетицию приглашаются только исполнители танца и дублеры. Репетиция состоит из разминки и основной репетиционной деятельности, назначается в урочное или внеурочное время, удобное для руководителя и исполнителей.

3.Концерт – наивысшая форма организации показа танцевальных номеров хореографического коллектива, где дети демонстрируют достигнутые успехи, творческий рост, свои способности. Концертная деятельность имеет различные формы. В одних случаях танцевальный коллектив принимает участие в концерте с отдельными номерами, в других – выступление носит характер отчета о работе за год, где показываются все новые хореографические постановки.

       Приемы показа, методический расклад движений на элементы. Эмоциональность и выразительность исполнения.

       Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Овладение психологией обучения многократно умножает силы педагога: он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Выбор методов обучения не может быть выбран единожды, и на долгое время.

       Педагог хореографии рассказывает и показывает движения на своем примере, те есть, в основном, применяет метод личного показа.

       Личный показ является основным методом обучения на уроках хореографии. Преподаватель, повернувшись спиной к ученикам, показывает движение или комбинацию целиком под музыку. Этот прием применяется до тех пор, пока не усвоится материал.

       Зеркальный показ применяется тогда, когда преподавателю необходимо контролировать методику исполнения движения или комбинации. Этот метод позволяет делать анализ и исправлять ошибки во время исполнения движения. Преподаватель стоит лицом к ученикам и выполняет движение по зеркальному принципу: говорим о правой стороне, а выполняем левой.

       Показ при помощи ученика используется тогда, когда ученики уже имеют определенные навыки и умения, и могут пользоваться своими знаниями (2,3 год обучения). Методика исполнения движения или комбинации должна быть не сложной.

       Показ движения или комбинации со слов преподавателя используется только при наличии танцевального опыта у учеников. Этот метод самый сложный, так как предполагает наличие у исполнителей теоретических знаний и практических навыков исполнения. Между педагогом и учениками должно присутствовать полное взаимопонимание.

       Видео-метод может применяться для самостоятельной работы студентов и часто используется в обучении хореографическому искусству. Безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности хореографического обучения. Кроме того, он экономит время, сберегает силы педагога и ученика, облегчает понимание сложных знаний.

 Познавательные игры так же являются методом показа и усвоения движений и комбинаций, и используется в работе с детьми младшей и средней возрастной категории. Образное объяснение педагога и творческая импровизация детей во время игры поможет успешно усвоить новый материал.

       На хореографических занятиях эмоциональные моменты занимают особое место. Эмоции – это владение психофизическим аппаратом, это система большого количества умений, позволяющих педагогу использовать свою физическую оболочку как инструмент воздействия: голос, пластика тела, мимика лица, речь. Преподаватель хореографии должен профессионально владеть свободой движения, пластической легкостью в проявлении своего «Я».

Голос педагога – мощный инструмент воздействия. Голос нужно наполнить:

1.                       Четкой артикуляцией звуков, фонетической красотой слов.

2.                       Интонационной выразительностью, силой звучания слов.

3.                       Громкостью звучания, силой и энергией подачи звука.

4.                       Необходимыми смысловыми акцентами в речи и звуке.

Выразительность не может существовать без мимики лица и тела. Мышцы лица позволяют выразить свои чувства и мысли. Лицо должно быть достаточно подвижным, чтобы эмоция, выраженная мимикой лица, была понятна ученикам. Исполнители часто воспроизводят информацию через мимику лица даже больше, чем вербально. Они сначала видят, потом слышат.

Пластика тела, поза, жест, осанка, движения неразрывно связаны с мимикой лица и речью педагога. Только движущееся тело создает образ живого человека. В пластических движениях можно выразить и прочитать расположенность к кому-либо. Одухотворенность пластики свидетельствует о богатстве выразительного мира педагога. Пластическая выразительность движений вносит конкретный смысл в процесс обучения.

Таким образом, руководитель и педагог должен быть примером для своих учеников, решать поставленные задачи, определять цели, и в соответствии с ними грамотно выбирать методы показа. Творческий педагог будет пользоваться разнообразными приемами обучения, выразительными средствами, которые помогут вести занятия ярко и интересно.

 

Разнообразные формы занятий способствуют быстрому усвоению материала, получению и совершенствованию практических навыков.

Ожидаемые результаты и формы подведения их итогов

На основе данной программы формируется базовая культура личности подростка, включающая в себя потребность в здоровом образе жизни и укреплении его, воспитание потребностей к труду, формирование целеустремленности, воспитание свободной личности.

Личностные результаты

·         активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания,

·         проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями,

·         проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Метапредметные результаты 

·         обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

·         анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

·         видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

·         управление эмоциями;

·         технически правильное выполнение двигательных действий.

Предметные результаты

·         умения характеризовать музыкальное произведение,

·         согласовывать музыку и движение.

·         навыки музыкально-ритмической деятельности;

·         навыки правильного и выразительного движения;

·         эмоциональную выразительность;

·         усвоение основ народно-сценического, современного и бального танцев;

·         освоение хореографической терминологии;

·         использование приобретенного творческого потенциала в процессе занятий и постановочной работе;

·         научатся аккуратности и дисциплинированности.

Формами подведениями итогов реализации программы за каждый год обучения являются:

- педагогические наблюдения, беседы с родителями;

- контрольные занятия;

- открытые уроки для родителей;

- концертные выступления;

- участия в конкурсах, фестивалях различного уровня;

- отчетный концерт в конце учебного года.

Основной формой подведения итогов за четверть и полугодие являются открытые занятия. На этих занятиях можно увидеть слабые места в программе обучения, что-то изменить, скорректировать. В программе используются также различные опросы детей, наблюдение, беседы с детьми и с родителями, просмотр и анализ видеозаписей и фотографий открытых уроков и концертов.

Воспитательные результаты проследить значительно сложнее: для этого в данной образовательной программе используются такие методы , как наблюдение за поведением детей в разных ситуациях, в том числе и экспериментальных – концерты, конкурсы и т.д.; беседы с родителями и детьми также позволяют делать выводы о связи занятий хореографией с изменением уровня эстетического воспитания детей, их развития.

 

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Формы промежуточной (итоговой) аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

Азбука музыкального движения

9

2

7

Опрос

2.

Элементы классического экзерсиса.

10

2

8

Выполнение практических заданий

3.

Ритмическая и портерная гимнастика

10

2

8

Выполнение практических заданий

4.

Элементы народного танца

Базовые движения чувашской танца

10

1

7

Опрос, практические занятия

5.

 Элементы историко-бытового танца «Полонез»

8

2

6

Опрос, практические занятия

6

Постановочная работа «Полонез»

10

2

8

Защита проекта

7

 Постановочная работа

«Чувашский народный танец»

10

2

8

Опрос, практические занятия

8.

«Праздник танца»

1

-

1

Отчетный концерт

Итого:

 

68

13

55

 

 

Содержание изучаемого курса

   Раздел 1. Введение. Азбука музыкального движения. 9 часов.

Инструктаж по ТБ. Методика исполнения: Demi-plie, Battmenets tendus, Passe par terre, Battements tendus jetes, sur le cou- de-pied , Releves , Перегибы корпуса лицом к станку., Grand plie , Grand battmenets  jetes , Battements developpes. Первое, второе, третье port de bras.

 Battement releve lent. Прыжки.

   Раздел 2. Элементы классического экзерсиса  10 часов

Упражнения классического танца у станка.  Изучение упражнений экзерсиса классического танца: Demi-plie ,Battmenets tendus, Passe par terre, Battements tendus jetes, sur le cou- de-pied ,Releves ,Перегибы корпуса лицом к станку., Grand plie , Grand battmenets  jetes , Battements developpes. Первое, второе, третье port de bras.

 Battement releve lent. у станка. Прыжки .Закрепление упражнений классического танца у станка. Методика исполнения:  Малые позы croessee, efface ecartee, arabesgues, Temps lie par terre, Temps sauté , Releves на полупальци I, II ,V, VI позициях, с вытянутых ног и с Demi-plies. Pas польки. Изучение упражнений экзерсиса классического танца на середине зала. Закрепление упражнений классического танца на середине зала.

Методика исполнения прыжков: Pas echappe, Pas assemble, Changement de pieds, Pas balance, Pas be dasgue. Техника исполнения прыжков.

Раздел 3. Ритмическая и партерная гимнастика. 10 часов.

КУ (комплексные упражнения) на разогрев и развитие гибкости тела. Комплекс упражнений на область шеи, шаги, плечевого сустава и рук,  наклонов корпуса, коленного сустава, бросков ногами,  на расслабление, беговой.

Партерный комплекс на развитие выворотности, укреплению мышц пресса и гибкости тела: на полу для выворотности стопы, растяжки мышц бедер, растяжки мышц спины, на укрепление мышц брюшной полости.

Раздел 4. Элементы народного танца. «Чувашский народный танец» 10 часов.

Истоки чувашского танцевального искусства. Характерные положения рук для юношей и девушек (основные, комбинированные). Переводы рук из положения в положение.

Виды танцевальных шагов (Па-де – баск, переменный шаг, шаг с подскоком, продвижение вперед и назад на полупальцы с переводом рук из положения в положение. Основные элементы: шаг с припаданием, ход на каблук с переступанием, «Ёлочка», «Гармошка», «Вращение на месте на одной ноге; «Притопы», «Боковые шаги» (Косичка).  Подготовка к присядкам. Подготовка к «хлопушкам». Виды хлопков и ударов. «Хлопушки». Подготовка к дробям.

Раздел 5. Элементы народного танца «Полонез». 8 часов.

Основной шаг. Фигуры полонеза: променад, траверсе, фонтан, веер, расхождение, звездочки,  шен, линии, соло, коридор, обход дамы.

Раздел 6. Постановочная работа. «Полонез». 10 часов.

Изучение композиции танца. Знакомство темой, сюжетом, драматургией танцевального номера. Прослушивание и анализ музыкально сопровождения. Изучение стилистических особенностей положений рук, ног, головы, корпуса.  Разучивание основных шагов и движений. Разучивание композиции танца.  Работа над техникой и манерой исполнения.

Раздел 7. Постановочная работа. «Чувашский танец». 10 часов.

Изучение композиции танца. Знакомство темой, сюжетом, драматургией танцевального номера. Прослушивание и анализ музыкально сопровождения. Изучение стилистических особенностей положений рук, ног, головы, корпуса.  Разучивание основных шагов и движений. Разучивание композиции танца.  Работа над техникой и манерой исполнения.

Раздел 8. Праздник танца.1 час.

 

 

 

 

Тематическое планирование

п/п

Тема

 

Количество часов

Форма занятия

Мероприятия за рамками учебного плана

 

Введение. Азбука музыкального движения. 9 часов

 

1

Инструктаж по ТБ.

1

Лекция

 

 

2

Методика исполнения: Demi-plie

1

Практическое занятие

 

 

3

Методика исполнения: Battmenets tendus, Passe par terre,

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

4

Методика исполнения: Battements tendus jetes, sur le cou- de-pied, Releves,

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

5

Перегибы корпуса лицом к станку.

1

Мастер-класс, практическое занятие

«День пожилых»

 

6

Grand plie , Grand battmenets  jetes

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

7

Battements developpes. Первое, второе, третье port de bras.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

8

Battement releve lent.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

9

Прыжки

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

Элементы классического экзерсиса  10 часов

 

10

Упражнения классического танца у станка. 

 

1

Практическое занятие

 

 

11

Изучение упражнений экзерсиса классического танца: Demi-plie ,Battmenets tendus, Passe par terre, Battements tendus jetes, sur le cou- de-pied

1

Практическое занятие

 

 

12

Изучение упражнений экзерсиса классического танца: Releves ,Перегибы корпуса лицом к станку

1

Практическое занятие

«День учителя»

 

13

Изучение упражнений экзерсиса классического танца: Grand plie , Grand battmenets  jetes , Battements developpes. Первое, второе, третье port de bras.

1

Практическое занятие

 

 

14

  Battement releve lent

1

Практическое занятие

 

 

15

.Закрепление упражнений классического танца у станка.

1

Практическое занятие

 

 

16

Методика исполненияМалые позы croessee, efface ecartee, arabesgues, Temps lie par terre

1

Практическое занятие

 

 

17

Методика исполнения:  Temps sauté , Releves на полупальци I, II ,V, VI позициях, с вытянутых ног и с Demi-plies.

1

Практическое занятие

 

 

18

Pas польки. Изучение упражнений экзерсиса классического танца на середине зала. Закрепление упражнений классического танца на середине зала.

1

Практическое занятие

«День матери»

 

19

Методика исполнения прыжков: Pas echappe, Pas assemble, Changement de pieds, Pas balance, Pas be dasgue. Техника исполнения прыжков.

1

Мастер-класс

 

 

Ритмическая и партерная гимнастика. 10 часов.

 

 

Практические занятия

20

Комплексные упражнения на разогрев и развитие гибкости тела.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

21

Комплекс упражнений на область шеи.

1

Мастер-класс, практическое занятие

V Международный конкурс искусства и творчества «Танцуй»

 

22

Комплексные упражнения на область плечевого сустава и рук.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

23

Комплексные упражнений  на расслабление.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

24

Комплекс упражнений на развитие выворотности.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

25

Комплекс упражнений на укрепление мышц пресса.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

26

Комплекс упражнений для выворотности стопы.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

27

Комплекс упражнений на растяжку мышц бедер.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

28

Комплекс упражнений на растяжку мышц спины.

1

Мастер-класс, практическое занятие

«Международный женский день 8 марта»

 

29

Комплекс упражнений на укрепление мышц брюшной полости.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

Элементы народного танца «Чувашский народный танец». 10 часов.

 

 

 

Практические занятия

30

Истоки чувашского танцевального искусства.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

31

Характерные положения рук для юношей и девушек (основные, комбинированные). Переводы рук из положения в положение.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

32

 Па-де – баск, переменный шаг, шаг с подскоком, продвижение вперед и назад на полупальцы с переводом рук из положения в положение.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

33

Основные элементы: шаг с припаданием, ход на каблук с переступанием.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

34

Основные элементы: «Ёлочка», «Гармошка»,

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

35

Основные элементы: «Вращение на месте на одной ноге; «Притопы».

1

Мастер-класс, практическое занятие

V Международный конкурс искусства и творчества ROSSиЯ.RU2021

 

 

36

Основные элементы: «Боковые шаги» (Косичка).  

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

37

Основные элементы: Подготовка к присядкам.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

38

Основные элементы: Подготовка к «хлопушкам». Виды хлопков и ударов. «Хлопушки».

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

39

Основные элементы: Подготовка к дробям.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

Элементы народного танца «Полонез». 8 часов.

 

 

Практические занятия

40

История зарождения танца

1

Лекция

 

 

41

Прослушивание и анализ музыкально сопровождения

1

Урок-игра

VI Международный фестиваль-конкурс  вокально-хореографического, театрально-художественного и инструментального творчества «Калейдоскоп талантов»

 

42

Изучение стилистических особенностей положений рук, ног, головы, корпуса. Положение танцующих

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

43

Прослушивание и анализ музыкального сопровождения.

1

Защита проекта

 

 

44

Разучивание основных шагов и движений.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

45

Разучивание композиции танца. 

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

46

Работа над техникой и манерой исполнения.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

47

Положение танцующих

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

Постановочная работа. «Чувашский танец». 10 часов.

 

 

Практические занятия

48

Изучение композиции танца. Знакомство темой, сюжетом, драматургией танцевального номера.

1

Репетиция

XV открытый межрегиональный фестиваль-конкурс художественного творчества  «Вдохновение»

 

49

Прослушивание и анализ музыкально сопровождения.

1

Репетиция

 

 

50

Изучение стилистических особенностей положений рук, ног, головы, корпуса. 

 

1

Репетиция

 

 

51-52

Разучивание основных шагов и движений.

2

Репетиция

 

 

53-54

Разучивание комбинаций танца. 

2

Репетиция

 

 

55-57

Работа над техникой и манерой исполнения.

3

Репетиция

 

 

Постановочная работа. «Полонез». 10 часов.

 

 

Практические занятия

58

Изучение композиции танца. Знакомство темой, сюжетом, драматургией танцевального номера.

1

Репетиция

XII Международный телевизионный конкурс «Национальное достояние»

 

59

Прослушивание и анализ музыкально сопровождения.

1

Репетиция

 

 

60

Изучение стилистических особенностей положений рук, ног, головы, корпуса. 

 

1

Репетиция

 

 

61-62

Разучивание основных шагов и движений.

2

Репетиция

«За честь школы»

 

63-64

Разучивание комбинаций танца. 

2

Репетиция

 

 

65-67

Работа над техникой и манерой исполнения.

3

Репетиция

 

 

Праздник танца 1 час

 

68

Праздник танца

 

Защита проекта

29 апреля Всемирный день танца

 

 

 

 

 

Условия реализации программы

Оборудование студии

Для успешной работы на уроке хореографии для учащихся необходима высокая степень творческой свободы. Для этого нужны комфортные условия:

1.         Светлый, просторный хорошо проветренный класс.

2.         Зеркала на стенах.

3.         Хореографический станок.

4.         Удобная форма

для девочек: (купальник, лосины, хитон),

для мальчиков: (шорты, футболка).

5.         Обувь: балетки, народные туфли, сапоги.

6.         Наполняемость группы 10-15 человек.

7.         Аудио и видео аппаратура.

8.         Аккомпаниатор.

9.         Проектор.

10.       Компьютер.

Материально-техническое  обеспечение программы

Для реализации данной программы сформирован учебно-методический комплект, который постоянно пополняется.

Методические материалы для педагога:

 — методические рекомендации;

— конспекты занятий;

— сценарии;

— комплекты методических материалов, обеспечивающих реализацию отдельных учебных курсов;

— комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление обучающихся на занятиях; 

 — инструкции по технике безопасности;

Организационно-методические материалы:

            — рабочий план педагога на текущий учебный год;

            — план реализации воспитательных мероприятий; 

     — положения, письма, приказы организаторов конкурсов, фестивалей, форумов,       конференций разных уровней по профилю студиию

Диагностический инструментарий;

 — дидактические материалы для учащихся; 

— фильмы призеры различных фестивалей;

— фильмы разных авторов и студий;

— учебные этюды, видеозарисовки, видеофрагменты по темам занятий;

— учебные видеофильмы по темам курсов;

— медиапрезентации к занятиям

     

 

 Кадровое обеспечение

Занятия проводит педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории с высшим педагогическим образованием и большим опытом работы с детским коллективом. Педагог вместе с учащимися   в течение года постоянно принимает участие в конкурсах Всероссийского и Международного уровня, где учащиеся занимают призовые места.

Педагог проходит на курсы повышения квалификации, посещает мастер – классы по направлению деятельности студии. 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Барышникова Т. "Азбука хореографии" .-М: Айрис Пресс Сфера, 2019
  2. Ваганова А. Я. "Основы классического танца".  -С.-П.: Искусство, 2018
  3. Воронина И. "Историко-бытовой танец". -М.: Искусство, 2000
  4. Климов А. "Основы русского народного танца". -М.: Искусство, 2011
  5. Мошкова Е. И. "Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы". -М.: 2007
  6.  Пустовойлова М. Б. "Ритмика для детей: учебно-методическое пособие". – С.-П.: Детство-пресс, 2001
  7. Шершнев В. Г. "От ритмики к танцу". – М.: Физкультура и спорт,

 

 

 

Тезаурус

Классический танец

Основной хореографической подготовки учащихся является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти упражнения последовательны, имеют определенную форму, тренируют мышцы детей, придают легкость и непринужденность движениям.

Научиться свободно и пластично управлять своими движениями можно только после освоения  элементов классического танца у станка. Особенность построения  экзерсиса заключается в том, что в нем существует закономерность и системность, которая предполагает последовательное введения в работу определенных группы мышц. Музыкальное сопровождение экзерсиса приводит к творческой дисциплины, художественной выразительности движений и поз.

Некоторые педагоги ошибочно считают, что экзерсис у станка при обучении танцам в общеобразовательной школе не нужен. Они мотивируют свою точку зрения тем, что он отнимает много времени на уроке. Ошибочность этого мнения очевидна. В погоне за сиюминутной целью такие педагоги не закладывают в учащихся прочно фундаментальной основой танцевального движения.

 Действительно, результат воздействия упражнений у станка на психомоторным функции организма проявляется не сразу. Поэтому, учитель хореографии должен объяснить учащимся цели и задачи экзерсиса, убедить их необходимости и полезности тренировочных упражнений. Крайне необходимо, чтобы дети осознано подходили к выполнению упражнений у станка и исполняли их технически правильно. Практика показывает, что только в тех случаях, когда педагог убежден в необходимости тренировочных упражнений и сумел доказать это ученикам, экзерсис дает положительные результаты.

К элементам классического танца у станка и на середине зала необходимо приучать детей с первых уроков. Упражнения должны подбираться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Для разнообразных видов хореографического искусства, в первую очередь для классического, а также для народно-сценического и историко-бытового танца используется одна общепринятая терминология. Вопрос терминологии в хореографическом искусстве имеет большое значение, так как она  является своеобразным языком этого вида искусства. Общепринятая терминология дает словесное определение танцевального элемента, поэтому ее использование обязательно.

 

Хореографический репертуар.

 Этот главный и объемный раздел программы служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных при освоении учебного материала других разделов.

На уроках по освоению хореографического репертуара ведется процесс постановки танцев, который включает в себя обсуждение с детьми содержания будущего танцевального номера, прослушивание и анализ музыкального сопровождения, изучение особенностей характера исполнения танцевальных элементов, разучивание и оттачивание отдельных движений и развернутых комбинаций, исполнение законченной танцевальной композиции, обсуждение  эмоциональных нюансов. Исполнители знакомятся с разнообразными средствами выразительности, необходимыми для раскрытия образа, учатся чувствовать своего партнера, стремятся доставлять своим исполнением радость окружающим.

Осваивая материал этого раздела, ребенок получает возможность реализовать  потребность в самовыражении: участвовать концертных выступлениях, демонстрируя свое мастерство перед зрителем.

На ансамбле, используя традиционную лексику, учитывая законы развития от простого к сложному, строятся и проучиваются танцевальные комбинации, подчиненные общему замыслу танца. Затем они оттачиваются, объединяются в развернутую композицию, которая имеет начало и завершение, наполняются чувствами, выраженными понятным, убедительным танцевальным языком.

 

Народный танец

Народный танец прошел долгий путь становления и развития. Он всегда был связан с историей народа, его традициями обычаями. Разнообразие композиционных форм, танцевальных движений, музыки и костюмов – все это несет в себе огромный воспитательный заряд.

Важно подчеркнуть, что обращение к изучению народной танцевальной культуры очень своевременно. Анализ детского самодеятельного творчества на современном этапе показывает, что народный танец теряет свою популярность и востребовательность. Учитывая многожанровость танцевального искусства и естественную потребность творческих коллективов отражать его современные тенденции, важно  не забывать о своих истоках. Поэтому, для повышения общей культуры учеников, воспитания уважения к культурным традициям народов России и других стран мира в данную программу включен раздел «Народный танец».

Материал этого раздела дает учащимся возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов мира, познакомиться со сложностью их музыкальных темпов и ритмов, приобщить их к богатству танцевального и музыкального искусства.

Более ярко в программе выделен русский народный танец, который благодаря своей способности органично связывать пение и игру, музыку и костюм, лексику и рисунок имеет огромное воспитательное значение для детей школьного возраста. 

Особенностью настоящей программы является включение элементов народного танца у станка и середины на четвертом, пятом этапе обучения. Занятия начинаются с освоения элементов на середине зала в тех формах и с той степенью технической сложности и нагрузкой на мышечный аппарат, которые доступны детям. Практика ведения народно-сценического в ряде школ-искусств и школ-студий танца показывает, что работа без станка на начальном этапе обучения дает возможность заложить фундамент для развития важнейших исполнительских качеств и выявления у учащихся скрытых резервов.

 

Ритмическая и партерная гимнастика

          Упражнения в положении стоя на полу и партерная гимнастика позволяют с наименьшими затратами энергии достичь  сразу трех целей: повысить гибкость в суставах, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к движениям, требующим высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, в ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность связок.

       Гимнастические упражнения выполняется на всем протяжении всего курса обучения. С учетом возможностей растущего организма ребенка, на каждом новом этапе упражнения изменяются, дополняются и усложняются.

      Методика предлагаемых упражнений базируется на анализе известных систем физических упражнений, приемов мануальной терапии, ритмики, хореографии. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения.


Историко-бытовой танец

Историко-бытовыми считаются танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения.

Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю.

Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах.

 

Практика зрителя

Просмотр видеоматериалов, концертов, конкурсов и фестивалей   позволяет ученикам познакомиться с репертуаром самодеятельных и профессиональных коллективов, оценить особенности композиционного построения, своеобразие форм и стилей, манеры исполнения танцев разных народов и жанров. Детям дается возможность погрузиться в эстетическое своеобразие танца, понять и оценить богатство его пластических выразительных средств и высокий уровень танцевальной техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Опытный»

Цивильского района Чувашской Республики

 

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

Протокол № 4 от 08.11.2021 г.                       

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

Протокол № 2 от 29.12.2021 г.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №315 от 29.12.2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

 программа «Хореографическая студия «Степ-ап»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст детей, на которых рассчитана

программа: 11-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

Автор-составитель:

Борисова Татьяна Леонидовна

учитель – хореографии

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 2021-2022

 

 

Пояснительная записка

 Танец — один из самых древних видов искусства, история его не короче истории человечества. Наши предки связывали танцы с природными явлениями, языческими и религиозными ритуалами, обычаями и традициями, чувствами и эмоциями. При помощи танцев люди познают окружающий их мир и самих себя, управляют будущим, избавляются от недугов, укрепляют душевное и физическое здоровье.

                Школа остается центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры школьника. В настоящее время, когда такое искусство как хореография, играет не менее значительную роль в воспитании подрастающего поколения, чем музыка и изобразительное искусство. Хореография развивает эмоциональную сферу и совершенствует человека физически. Потребность в движении присуще людям, и чем моложе человек, тем эта потребность может удовлетворяться полнее. Поэтому двигательную активность, потребность ребенка в движении важно организовать и направить в правильное русло. Существенную роль в этом могут сыграть занятия хореографии. Хореография – искусство, в котором музыка оживает в движении, а тело приобретает пластичность, изящество и красоту. Занятия хореографии оказывают положительное влияние на формирование таких качеств ребенка, которые недостаточно развиваются на других уроках – активное творческое мышление, воображение, внимание, память, физическое и нравственное развитие.

Хореография позволяет обучать танцам с раннего возраста, что позволяет дальнейшему развитию способностей среди учащихся образовательных учреждений.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность практики обусловлены потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека.

Хореографическое искусство - это огромный творческий потенциал в развитии художественно-эстетической культуры общества в целом. Известный отечественный психолог Выготский Л.С. подчёркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец с его богатой образно-художественной системой, безусловно, играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества.

Именно средствами танцевальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Развитие детского творчества - обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности.

Занятия сочетают в себе обучение основам танцевальных движений классического танца с занятиями гимнастикой (экзерсис на полу). Такая организация учебного процесса формирует танцевальную культуру, чувство ритма, творческие способности и одновременно позволяет совершенствовать физическую подготовленность, форму и выносливость.

Активное применение технологии обучения в сотрудничестве позволяет решать важные педагогические задачи, выход за рамки узкопрофессиональных задач, развитие внимания, мышления, фантазии, активности, художественно-творческих способностей детей путём специального подбора заданий, упражнений, заставляет  думать, размышлять, анализировать и делать выводы.

Педагогическая целесообразность практики  для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Представив хореографию во всем ее многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, научив его работать в сотрудничестве мы тем самым открываем более широкие перспективы для самоопределения и самореализации.

 Отличительные особенности программы:

Модифицированы типовые программы и добавлены раздел «Партерная гимнастика», позволяющий разгрузить позвоночник, проработать различные группы мышц, увеличить подвижность суставов, стимулировать работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Расширен раздел «Танцевальные движения», в который вошли базовые элементы русской пляски, современного детского танца.

Нормативно-правовая база для создания   программы: 

 — Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 - Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”

  — Приказ Министерства Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

 - Государственная программа Чувашской Республики, Развитие образования»  от 20 декабря 2018 года N 531 ( с изменениями от 13 октября 2021 года)

 - Концепция внедрения целевой модели развития республиканской системы дополнительного образования детей

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление № 28 от 28 сентября 2020 года)

  - Устав МБОУ «СОШ п. Опытный» Цивильского района

 

Направленность программы – художественная

 

Цель программы: формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами танцевального искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

            В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

Образовательные:

Ø  обучение детей танцевальным движениям;

Ø  формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений;

Ø  формирование культуры движения, выразительности движений и поз;

Ø  формирование умения ориентироваться в пространстве;

Ø  развитие темпо-метро-ритмической чувствительности, знание музыкальных форм, стиля и характера произведения;

   Воспитательные:

Ø  развитие у детей активности и самостоятельности;

Ø  формирование общей культуры личности ребенка;

Ø  обучение учащихся самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности;

Ø   формирование чувства ответственности за результат общей деятельности;

Ø  создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве – учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

   Развивающие:

Ø  развитие творческих способностей детей, воображения;

Ø  развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;

Ø  развитие исполнительских навыков в танце.

   Оздоровительные:

Ø  укрепление здоровья детей;

Ø  развитие ловкости, гибкости, координации движений;

Ø  формирование  осанки.

 

Возраст детей, участвующих в реализации программы

     В студию принимаются все желающие, имеющие интерес к хореографическому искусству.

    Возраст детей, участвующих в реализации программы–11-14 лет.

   Количество занятий – 2 часа в неделю (в год – 68 часа).

   В хореографической студии «Степ-ап» образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями обучающихся.

       При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как выдержка, дисциплина, терпение, сосредоточенность, целеустремлённость.

      Материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки ребят. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:

                     структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;

                     актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.

       Показателями эффективного функционирования кружка служат: наличие единого контингента воспитанников; взаимосвязь нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности; единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности; осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе коллективного образовательного процесса;

обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры; определенные достижения обучаемых.

Методы обучения и формы организации учебных занятий:

При организации учебного процесса в студии тип занятия определяется, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения занятия, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на занятии, методов обучения.

Виды занятий в детском хореографическом коллективе: групповые, мелкогрупповые, индивидуальные.

Групповые занятия – это занятия, в которых участвует вся группа. Руководитель и педагог непосредственно воздействует на всех детей, предоставляя возможность для творческого развития личности в коллективе. На групповых занятиях изучаются новые движения, массовые танцы.

Мелкогрупповые занятия – это занятия, в которых участвует от 3 до 12 детей. Применяются для отработки конкретных движений, комбинаций, танцевальных номеров.

Индивидуальные занятия – это занятия, в которых участвует от 1 до 3 детей. Применяется для развития и совершенствования танцевальных умений и навыков, а так же для устранения пробелов в знаниях, если таковые имеются. Может применяться как воспитательная беседа с учеником.

Формы занятий: урок, репетиция, концерт

Урок– необходимая форма работы в хореографическом коллективе, на котором осваивается новый танцевальный материал, совершенствуется методика исполнения движений, вырабатывается техника исполнения движений, поддерживается общая физическая форма, выявляются творческие способности и творческая активность.

Структура урока:

 -организованный вход в зал,

- разминка,

- повторение пройденного материала,

- изучение нового материала,

- репетиционно-постановочная деятельность,

- игра,

- организованный выход из зала.

2.Репетиция – служит для отработки и повторения танцевальных номеров к концерту. На репетицию приглашаются только исполнители танца и дублеры. Репетиция состоит из разминки и основной репетиционной деятельности, назначается в урочное или внеурочное время, удобное для руководителя и исполнителей.

3.Концерт – наивысшая форма организации показа танцевальных номеров хореографического коллектива, где дети демонстрируют достигнутые успехи, творческий рост, свои способности. Концертная деятельность имеет различные формы. В одних случаях танцевальный коллектив принимает участие в концерте с отдельными номерами, в других – выступление носит характер отчета о работе за год, где показываются все новые хореографические постановки.

       Приемы показа, методический расклад движений на элементы. Эмоциональность и выразительность исполнения.

       Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Овладение психологией обучения многократно умножает силы педагога: он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Выбор методов обучения не может быть выбран единожды, и на долгое время.

       Педагог хореографии рассказывает и показывает движения на своем примере, те есть, в основном, применяет метод личного показа.

       Личный показ является основным методом обучения на уроках хореографии. Преподаватель, повернувшись спиной к ученикам, показывает движение или комбинацию целиком под музыку. Этот прием применяется до тех пор, пока не усвоится материал.

       Зеркальный показ применяется тогда, когда преподавателю необходимо контролировать методику исполнения движения или комбинации. Этот метод позволяет делать анализ и исправлять ошибки во время исполнения движения. Преподаватель стоит лицом к ученикам и выполняет движение по зеркальному принципу: говорим о правой стороне, а выполняем левой.

       Показ при помощи ученика используется тогда, когда ученики уже имеют определенные навыки и умения, и могут пользоваться своими знаниями (2,3 год обучения). Методика исполнения движения или комбинации должна быть не сложной.

       Показ движения или комбинации со слов преподавателя используется только при наличии танцевального опыта у учеников. Этот метод самый сложный, так как предполагает наличие у исполнителей теоретических знаний и практических навыков исполнения. Между педагогом и учениками должно присутствовать полное взаимопонимание.

       Видео-метод может применяться для самостоятельной работы студентов и часто используется в обучении хореографическому искусству. Безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности хореографического обучения. Кроме того, он экономит время, сберегает силы педагога и ученика, облегчает понимание сложных знаний.

 Познавательные игры так же являются методом показа и усвоения движений и комбинаций, и используется в работе с детьми младшей и средней возрастной категории. Образное объяснение педагога и творческая импровизация детей во время игры поможет успешно усвоить новый материал.

       На хореографических занятиях эмоциональные моменты занимают особое место. Эмоции – это владение психофизическим аппаратом, это система большого количества умений, позволяющих педагогу использовать свою физическую оболочку как инструмент воздействия: голос, пластика тела, мимика лица, речь. Преподаватель хореографии должен профессионально владеть свободой движения, пластической легкостью в проявлении своего «Я».

Голос педагога – мощный инструмент воздействия. Голос нужно наполнить:

1.                       Четкой артикуляцией звуков, фонетической красотой слов.

2.                       Интонационной выразительностью, силой звучания слов.

3.                       Громкостью звучания, силой и энергией подачи звука.

4.                       Необходимыми смысловыми акцентами в речи и звуке.

Выразительность не может существовать без мимики лица и тела. Мышцы лица позволяют выразить свои чувства и мысли. Лицо должно быть достаточно подвижным, чтобы эмоция, выраженная мимикой лица, была понятна ученикам. Исполнители часто воспроизводят информацию через мимику лица даже больше, чем вербально. Они сначала видят, потом слышат.

Пластика тела, поза, жест, осанка, движения неразрывно связаны с мимикой лица и речью педагога. Только движущееся тело создает образ живого человека. В пластических движениях можно выразить и прочитать расположенность к кому-либо. Одухотворенность пластики свидетельствует о богатстве выразительного мира педагога. Пластическая выразительность движений вносит конкретный смысл в процесс обучения.

Таким образом, руководитель и педагог должен быть примером для своих учеников, решать поставленные задачи, определять цели, и в соответствии с ними грамотно выбирать методы показа. Творческий педагог будет пользоваться разнообразными приемами обучения, выразительными средствами, которые помогут вести занятия ярко и интересно.

 

Разнообразные формы занятий способствуют быстрому усвоению материала, получению и совершенствованию практических навыков.

Ожидаемые результаты и формы подведения их итогов

На основе данной программы формируется базовая культура личности подростка, включающая в себя потребность в здоровом образе жизни и укреплении его, воспитание потребностей к труду, формирование целеустремленности, воспитание свободной личности.

Личностные результаты

·         активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания,

·         проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями,

·         проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Метапредметные результаты 

·         обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

·         анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

·         видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

·         управление эмоциями;

·         технически правильное выполнение двигательных действий.

Предметные результаты

·         умения характеризовать музыкальное произведение,

·         согласовывать музыку и движение.

·         навыки музыкально-ритмической деятельности;

·         навыки правильного и выразительного движения;

·         эмоциональную выразительность;

·         усвоение основ народно-сценического, современного и бального танцев;

·         освоение хореографической терминологии;

·         использование приобретенного творческого потенциала в процессе занятий и постановочной работе;

·         научатся аккуратности и дисциплинированности.

Формами подведениями итогов реализации программы за каждый год обучения являются:

- педагогические наблюдения, беседы с родителями;

- контрольные занятия;

- открытые уроки для родителей;

- концертные выступления;

- участия в конкурсах, фестивалях различного уровня;

- отчетный концерт в конце учебного года.

Основной формой подведения итогов за четверть и полугодие являются открытые занятия. На этих занятиях можно увидеть слабые места в программе обучения, что-то изменить, скорректировать. В программе используются также различные опросы детей, наблюдение, беседы с детьми и с родителями, просмотр и анализ видеозаписей и фотографий открытых уроков и концертов.

Воспитательные результаты проследить значительно сложнее: для этого в данной образовательной программе используются такие методы , как наблюдение за поведением детей в разных ситуациях, в том числе и экспериментальных – концерты, конкурсы и т.д.; беседы с родителями и детьми также позволяют делать выводы о связи занятий хореографией с изменением уровня эстетического воспитания детей, их развития.

 

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Формы промежуточной (итоговой) аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

Азбука музыкального движения

9

2

7

Опрос

2.

Элементы классического экзерсиса.

10

2

8

Выполнение практических заданий

3.

Ритмическая и портерная гимнастика

10

2

8

Выполнение практических заданий

4.

Элементы народного танца

Базовые движения чувашской танца

10

1

7

Опрос, практические занятия

5.

 Элементы историко-бытового танца «Полонез»

8

2

6

Опрос, практические занятия

6

Постановочная работа «Полонез»

10

2

8

Защита проекта

7

 Постановочная работа

«Чувашский народный танец»

10

2

8

Опрос, практические занятия

8.

«Праздник танца»

1

-

1

Отчетный концерт

Итого:

 

68

13

55

 

 

Содержание изучаемого курса

   Раздел 1. Введение. Азбука музыкального движения. 9 часов.

Инструктаж по ТБ. Методика исполнения: Demi-plie, Battmenets tendus, Passe par terre, Battements tendus jetes, sur le cou- de-pied , Releves , Перегибы корпуса лицом к станку., Grand plie , Grand battmenets  jetes , Battements developpes. Первое, второе, третье port de bras.

 Battement releve lent. Прыжки.

   Раздел 2. Элементы классического экзерсиса  10 часов

Упражнения классического танца у станка.  Изучение упражнений экзерсиса классического танца: Demi-plie ,Battmenets tendus, Passe par terre, Battements tendus jetes, sur le cou- de-pied ,Releves ,Перегибы корпуса лицом к станку., Grand plie , Grand battmenets  jetes , Battements developpes. Первое, второе, третье port de bras.

 Battement releve lent. у станка. Прыжки .Закрепление упражнений классического танца у станка. Методика исполнения:  Малые позы croessee, efface ecartee, arabesgues, Temps lie par terre, Temps sauté , Releves на полупальци I, II ,V, VI позициях, с вытянутых ног и с Demi-plies. Pas польки. Изучение упражнений экзерсиса классического танца на середине зала. Закрепление упражнений классического танца на середине зала.

Методика исполнения прыжков: Pas echappe, Pas assemble, Changement de pieds, Pas balance, Pas be dasgue. Техника исполнения прыжков.

Раздел 3. Ритмическая и партерная гимнастика. 10 часов.

КУ (комплексные упражнения) на разогрев и развитие гибкости тела. Комплекс упражнений на область шеи, шаги, плечевого сустава и рук,  наклонов корпуса, коленного сустава, бросков ногами,  на расслабление, беговой.

Партерный комплекс на развитие выворотности, укреплению мышц пресса и гибкости тела: на полу для выворотности стопы, растяжки мышц бедер, растяжки мышц спины, на укрепление мышц брюшной полости.

Раздел 4. Элементы народного танца. «Чувашский народный танец» 10 часов.

Истоки чувашского танцевального искусства. Характерные положения рук для юношей и девушек (основные, комбинированные). Переводы рук из положения в положение.

Виды танцевальных шагов (Па-де – баск, переменный шаг, шаг с подскоком, продвижение вперед и назад на полупальцы с переводом рук из положения в положение. Основные элементы: шаг с припаданием, ход на каблук с переступанием, «Ёлочка», «Гармошка», «Вращение на месте на одной ноге; «Притопы», «Боковые шаги» (Косичка).  Подготовка к присядкам. Подготовка к «хлопушкам». Виды хлопков и ударов. «Хлопушки». Подготовка к дробям.

Раздел 5. Элементы народного танца «Полонез». 8 часов.

Основной шаг. Фигуры полонеза: променад, траверсе, фонтан, веер, расхождение, звездочки,  шен, линии, соло, коридор, обход дамы.

Раздел 6. Постановочная работа. «Полонез». 10 часов.

Изучение композиции танца. Знакомство темой, сюжетом, драматургией танцевального номера. Прослушивание и анализ музыкально сопровождения. Изучение стилистических особенностей положений рук, ног, головы, корпуса.  Разучивание основных шагов и движений. Разучивание композиции танца.  Работа над техникой и манерой исполнения.

Раздел 7. Постановочная работа. «Чувашский танец». 10 часов.

Изучение композиции танца. Знакомство темой, сюжетом, драматургией танцевального номера. Прослушивание и анализ музыкально сопровождения. Изучение стилистических особенностей положений рук, ног, головы, корпуса.  Разучивание основных шагов и движений. Разучивание композиции танца.  Работа над техникой и манерой исполнения.

Раздел 8. Праздник танца.1 час.

 

 

 

 

Тематическое планирование

п/п

Тема

 

Количество часов

Форма занятия

Мероприятия за рамками учебного плана

 

Введение. Азбука музыкального движения. 9 часов

 

1

Инструктаж по ТБ.

1

Лекция

 

 

2

Методика исполнения: Demi-plie

1

Практическое занятие

 

 

3

Методика исполнения: Battmenets tendus, Passe par terre,

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

4

Методика исполнения: Battements tendus jetes, sur le cou- de-pied, Releves,

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

5

Перегибы корпуса лицом к станку.

1

Мастер-класс, практическое занятие

«День пожилых»

 

6

Grand plie , Grand battmenets  jetes

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

7

Battements developpes. Первое, второе, третье port de bras.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

8

Battement releve lent.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

9

Прыжки

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

Элементы классического экзерсиса  10 часов

 

10

Упражнения классического танца у станка. 

 

1

Практическое занятие

 

 

11

Изучение упражнений экзерсиса классического танца: Demi-plie ,Battmenets tendus, Passe par terre, Battements tendus jetes, sur le cou- de-pied

1

Практическое занятие

 

 

12

Изучение упражнений экзерсиса классического танца: Releves ,Перегибы корпуса лицом к станку

1

Практическое занятие

«День учителя»

 

13

Изучение упражнений экзерсиса классического танца: Grand plie , Grand battmenets  jetes , Battements developpes. Первое, второе, третье port de bras.

1

Практическое занятие

 

 

14

  Battement releve lent

1

Практическое занятие

 

 

15

.Закрепление упражнений классического танца у станка.

1

Практическое занятие

 

 

16

Методика исполненияМалые позы croessee, efface ecartee, arabesgues, Temps lie par terre

1

Практическое занятие

 

 

17

Методика исполнения:  Temps sauté , Releves на полупальци I, II ,V, VI позициях, с вытянутых ног и с Demi-plies.

1

Практическое занятие

 

 

18

Pas польки. Изучение упражнений экзерсиса классического танца на середине зала. Закрепление упражнений классического танца на середине зала.

1

Практическое занятие

«День матери»

 

19

Методика исполнения прыжков: Pas echappe, Pas assemble, Changement de pieds, Pas balance, Pas be dasgue. Техника исполнения прыжков.

1

Мастер-класс

 

 

Ритмическая и партерная гимнастика. 10 часов.

 

 

Практические занятия

20

Комплексные упражнения на разогрев и развитие гибкости тела.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

21

Комплекс упражнений на область шеи.

1

Мастер-класс, практическое занятие

V Международный конкурс искусства и творчества «Танцуй»

 

22

Комплексные упражнения на область плечевого сустава и рук.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

23

Комплексные упражнений  на расслабление.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

24

Комплекс упражнений на развитие выворотности.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

25

Комплекс упражнений на укрепление мышц пресса.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

26

Комплекс упражнений для выворотности стопы.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

27

Комплекс упражнений на растяжку мышц бедер.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

28

Комплекс упражнений на растяжку мышц спины.

1

Мастер-класс, практическое занятие

«Международный женский день 8 марта»

 

29

Комплекс упражнений на укрепление мышц брюшной полости.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

Элементы народного танца «Чувашский народный танец». 10 часов.

 

 

 

Практические занятия

30

Истоки чувашского танцевального искусства.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

31

Характерные положения рук для юношей и девушек (основные, комбинированные). Переводы рук из положения в положение.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

32

 Па-де – баск, переменный шаг, шаг с подскоком, продвижение вперед и назад на полупальцы с переводом рук из положения в положение.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

33

Основные элементы: шаг с припаданием, ход на каблук с переступанием.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

34

Основные элементы: «Ёлочка», «Гармошка»,

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

35

Основные элементы: «Вращение на месте на одной ноге; «Притопы».

1

Мастер-класс, практическое занятие

V Международный конкурс искусства и творчества ROSSиЯ.RU2021

 

 

36

Основные элементы: «Боковые шаги» (Косичка).  

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

37

Основные элементы: Подготовка к присядкам.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

38

Основные элементы: Подготовка к «хлопушкам». Виды хлопков и ударов. «Хлопушки».

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

39

Основные элементы: Подготовка к дробям.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

Элементы народного танца «Полонез». 8 часов.

 

 

Практические занятия

40

История зарождения танца

1

Лекция

 

 

41

Прослушивание и анализ музыкально сопровождения

1

Урок-игра

VI Международный фестиваль-конкурс  вокально-хореографического, театрально-художественного и инструментального творчества «Калейдоскоп талантов»

 

42

Изучение стилистических особенностей положений рук, ног, головы, корпуса. Положение танцующих

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

43

Прослушивание и анализ музыкального сопровождения.

1

Защита проекта

 

 

44

Разучивание основных шагов и движений.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

45

Разучивание композиции танца. 

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

46

Работа над техникой и манерой исполнения.

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

47

Положение танцующих

1

Мастер-класс, практическое занятие

 

 

Постановочная работа. «Чувашский танец». 10 часов.

 

 

Практические занятия

48

Изучение композиции танца. Знакомство темой, сюжетом, драматургией танцевального номера.

1

Репетиция

XV открытый межрегиональный фестиваль-конкурс художественного творчества  «Вдохновение»

 

49

Прослушивание и анализ музыкально сопровождения.

1

Репетиция

 

 

50

Изучение стилистических особенностей положений рук, ног, головы, корпуса. 

 

1

Репетиция

 

 

51-52

Разучивание основных шагов и движений.

2

Репетиция

 

 

53-54

Разучивание комбинаций танца. 

2

Репетиция

 

 

55-57

Работа над техникой и манерой исполнения.

3

Репетиция

 

 

Постановочная работа. «Полонез». 10 часов.

 

 

Практические занятия

58

Изучение композиции танца. Знакомство темой, сюжетом, драматургией танцевального номера.

1

Репетиция

XII Международный телевизионный конкурс «Национальное достояние»

 

59

Прослушивание и анализ музыкально сопровождения.

1

Репетиция

 

 

60

Изучение стилистических особенностей положений рук, ног, головы, корпуса. 

 

1

Репетиция

 

 

61-62

Разучивание основных шагов и движений.

2

Репетиция

«За честь школы»

 

63-64

Разучивание комбинаций танца. 

2

Репетиция

 

 

65-67

Работа над техникой и манерой исполнения.

3

Репетиция

 

 

Праздник танца 1 час

 

68

Праздник танца

 

Защита проекта

29 апреля Всемирный день танца

 

 

 

 

 

Условия реализации программы

Оборудование студии

Для успешной работы на уроке хореографии для учащихся необходима высокая степень творческой свободы. Для этого нужны комфортные условия:

1.         Светлый, просторный хорошо проветренный класс.

2.         Зеркала на стенах.

3.         Хореографический станок.

4.         Удобная форма

для девочек: (купальник, лосины, хитон),

для мальчиков: (шорты, футболка).

5.         Обувь: балетки, народные туфли, сапоги.

6.         Наполняемость группы 10-15 человек.

7.         Аудио и видео аппаратура.

8.         Аккомпаниатор.

9.         Проектор.

10.       Компьютер.

Материально-техническое  обеспечение программы

Для реализации данной программы сформирован учебно-методический комплект, который постоянно пополняется.

Методические материалы для педагога:

 — методические рекомендации;

— конспекты занятий;

— сценарии;

— комплекты методических материалов, обеспечивающих реализацию отдельных учебных курсов;

— комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление обучающихся на занятиях; 

 — инструкции по технике безопасности;

Организационно-методические материалы:

            — рабочий план педагога на текущий учебный год;

            — план реализации воспитательных мероприятий; 

     — положения, письма, приказы организаторов конкурсов, фестивалей, форумов,       конференций разных уровней по профилю студиию

Диагностический инструментарий;

 — дидактические материалы для учащихся; 

— фильмы призеры различных фестивалей;

— фильмы разных авторов и студий;

— учебные этюды, видеозарисовки, видеофрагменты по темам занятий;

— учебные видеофильмы по темам курсов;

— медиапрезентации к занятиям

     

 

 Кадровое обеспечение

Занятия проводит педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории с высшим педагогическим образованием и большим опытом работы с детским коллективом. Педагог вместе с учащимися   в течение года постоянно принимает участие в конкурсах Всероссийского и Международного уровня, где учащиеся занимают призовые места.

Педагог проходит на курсы повышения квалификации, посещает мастер – классы по направлению деятельности студии. 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Барышникова Т. "Азбука хореографии" .-М: Айрис Пресс Сфера, 2019
  2. Ваганова А. Я. "Основы классического танца".  -С.-П.: Искусство, 2018
  3. Воронина И. "Историко-бытовой танец". -М.: Искусство, 2019
  4. Климов А. "Основы русского народного танца". -М.: Искусство, 2019
  5. Мошкова Е. И. "Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы". -М.: 2020
  6.  Пустовойлова М. Б. "Ритмика для детей: учебно-методическое пособие". – С.-П.: Детство-пресс, 2021
  7. Шершнев В. Г. "От ритмики к танцу". – М.: Физкультура и спорт,2021

 

 

 

Тезаурус

Классический танец

Основной хореографической подготовки учащихся является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти упражнения последовательны, имеют определенную форму, тренируют мышцы детей, придают легкость и непринужденность движениям.

Научиться свободно и пластично управлять своими движениями можно только после освоения  элементов классического танца у станка. Особенность построения  экзерсиса заключается в том, что в нем существует закономерность и системность, которая предполагает последовательное введения в работу определенных группы мышц. Музыкальное сопровождение экзерсиса приводит к творческой дисциплины, художественной выразительности движений и поз.

Некоторые педагоги ошибочно считают, что экзерсис у станка при обучении танцам в общеобразовательной школе не нужен. Они мотивируют свою точку зрения тем, что он отнимает много времени на уроке. Ошибочность этого мнения очевидна. В погоне за сиюминутной целью такие педагоги не закладывают в учащихся прочно фундаментальной основой танцевального движения.

 Действительно, результат воздействия упражнений у станка на психомоторным функции организма проявляется не сразу. Поэтому, учитель хореографии должен объяснить учащимся цели и задачи экзерсиса, убедить их необходимости и полезности тренировочных упражнений. Крайне необходимо, чтобы дети осознано подходили к выполнению упражнений у станка и исполняли их технически правильно. Практика показывает, что только в тех случаях, когда педагог убежден в необходимости тренировочных упражнений и сумел доказать это ученикам, экзерсис дает положительные результаты.

К элементам классического танца у станка и на середине зала необходимо приучать детей с первых уроков. Упражнения должны подбираться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Для разнообразных видов хореографического искусства, в первую очередь для классического, а также для народно-сценического и историко-бытового танца используется одна общепринятая терминология. Вопрос терминологии в хореографическом искусстве имеет большое значение, так как она  является своеобразным языком этого вида искусства. Общепринятая терминология дает словесное определение танцевального элемента, поэтому ее использование обязательно.

 

Хореографический репертуар.

 Этот главный и объемный раздел программы служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных при освоении учебного материала других разделов.

На уроках по освоению хореографического репертуара ведется процесс постановки танцев, который включает в себя обсуждение с детьми содержания будущего танцевального номера, прослушивание и анализ музыкального сопровождения, изучение особенностей характера исполнения танцевальных элементов, разучивание и оттачивание отдельных движений и развернутых комбинаций, исполнение законченной танцевальной композиции, обсуждение  эмоциональных нюансов. Исполнители знакомятся с разнообразными средствами выразительности, необходимыми для раскрытия образа, учатся чувствовать своего партнера, стремятся доставлять своим исполнением радость окружающим.

Осваивая материал этого раздела, ребенок получает возможность реализовать  потребность в самовыражении: участвовать концертных выступлениях, демонстрируя свое мастерство перед зрителем.

На ансамбле, используя традиционную лексику, учитывая законы развития от простого к сложному, строятся и проучиваются танцевальные комбинации, подчиненные общему замыслу танца. Затем они оттачиваются, объединяются в развернутую композицию, которая имеет начало и завершение, наполняются чувствами, выраженными понятным, убедительным танцевальным языком.

 

Народный танец

Народный танец прошел долгий путь становления и развития. Он всегда был связан с историей народа, его традициями обычаями. Разнообразие композиционных форм, танцевальных движений, музыки и костюмов – все это несет в себе огромный воспитательный заряд.

Важно подчеркнуть, что обращение к изучению народной танцевальной культуры очень своевременно. Анализ детского самодеятельного творчества на современном этапе показывает, что народный танец теряет свою популярность и востребовательность. Учитывая многожанровость танцевального искусства и естественную потребность творческих коллективов отражать его современные тенденции, важно  не забывать о своих истоках. Поэтому, для повышения общей культуры учеников, воспитания уважения к культурным традициям народов России и других стран мира в данную программу включен раздел «Народный танец».

Материал этого раздела дает учащимся возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов мира, познакомиться со сложностью их музыкальных темпов и ритмов, приобщить их к богатству танцевального и музыкального искусства.

Более ярко в программе выделен русский народный танец, который благодаря своей способности органично связывать пение и игру, музыку и костюм, лексику и рисунок имеет огромное воспитательное значение для детей школьного возраста. 

Особенностью настоящей программы является включение элементов народного танца у станка и середины на четвертом, пятом этапе обучения. Занятия начинаются с освоения элементов на середине зала в тех формах и с той степенью технической сложности и нагрузкой на мышечный аппарат, которые доступны детям. Практика ведения народно-сценического в ряде школ-искусств и школ-студий танца показывает, что работа без станка на начальном этапе обучения дает возможность заложить фундамент для развития важнейших исполнительских качеств и выявления у учащихся скрытых резервов.

 

Ритмическая и партерная гимнастика

          Упражнения в положении стоя на полу и партерная гимнастика позволяют с наименьшими затратами энергии достичь  сразу трех целей: повысить гибкость в суставах, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к движениям, требующим высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, в ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность связок.

       Гимнастические упражнения выполняется на всем протяжении всего курса обучения. С учетом возможностей растущего организма ребенка, на каждом новом этапе упражнения изменяются, дополняются и усложняются.

      Методика предлагаемых упражнений базируется на анализе известных систем физических упражнений, приемов мануальной терапии, ритмики, хореографии. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения.


Историко-бытовой танец

Историко-бытовыми считаются танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения.

Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю.

Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах.

 

Практика зрителя

Просмотр видеоматериалов, концертов, конкурсов и фестивалей   позволяет ученикам познакомиться с репертуаром самодеятельных и профессиональных коллективов, оценить особенности композиционного построения, своеобразие форм и стилей, манеры исполнения танцев разных народов и жанров. Детям дается возможность погрузиться в эстетическое своеобразие танца, понять и оценить богатство его пластических выразительных средств и высокий уровень танцевальной техники.