Эффективные технологии обучения чтению на английском
языке
Фадеева Г.Г., учитель английского языка МБОУ « СОШ п.Опытный»
Для носителей русского языка чтение сводится к
узнаванию букв. Англичанам не так повезло, а вместе с ними и всем, кто учит
английский как иностранный. Грамотно писать и читать на родном языке порой
трудно даже жителям Туманного Альбиона. В этой статье разберем, в чем сложность
обучения чтению на английском, и дадим практические советы, как научить этому
детей и взрослых.
Голландский писатель и путешественник Жерар Нолст
Трените написал стихотворение «Хаос», в которое включил более 800 слов, сложных
в написании и произношении.
Содержание:
1. Суть
проблемы
2. Слоговое
чтение
3. Словарное
чтение
1. Суть проблемы
Благодаря реформе Петра Великого из русского алфавита
в свое время ушли сложные «буки», «веди», «глаголь» и прочие, и появились
буквы «а», «бэ», «вэ». Учить читать
стало проще: буква стала обозначать тот звук, который есть в ее названии. В английской
истории не было своего Петра I, поэтому в современном английском языке более
сорока фонем и только 26 букв.
Очевидно, что букв не хватает, чтобы передать все
многообразие звуков английского языка. Более того, исторически так сложилось,
что некоторые звуки не имеют своей буквы — например, [ ʃ ] и [ tʃ ]. И
наоборот, другие звуки могут обозначаться несколькими буквами ([ k ] – cat,
kite, queen, [ f ] – fan, phone).
Как же преподавателю английского решить проблему?
Обучение чтению станет успешным, если комбинировать одновременно два подхода:
слоговое и словарное чтение.
2. Слоговое чтение
Этот подход аналогичен обучению грамоте в русском
языке.
Шаг первый
Ученик запоминает только один звук, который обозначает
каждая буква (фонематический принцип обучения чтению). В обучении помогут
фонетические песенки:
Шаг второй
Учим правила чтения, то есть читаем по слогам.
1) Знакомимся с некоторыми простыми диграфами,
обозначающими гласные звуки -ее- (green, tree), -оо- (book, look), -ou- (house,
mouse).
2) Учим сочетания с буквой -h-: -sh- (fish), -ch- (chips), -th- (three/this).
Чтобы познакомить учеников с правилом чтения -sh, я
обычно прошу написать по-английски несколько простых слов, знакомых на слух:
pink, dog, lemon, green, red, desk, book, pen, etc.
После этого прошу написать слово fish.
Затем подводим ученика к выводу, что в английском нет
буквы для звука [ ʃ ], и задаем вопрос: как же англичане решили эту проблему?
После того, как студент попробовал придумать ответ (важно, чтобы попробовал!),
приходим к тому, что если буквы нет, такой звук можно записать сочетанием
других известных букв. В английском языке для записи звука [ ʃ ] используют
буквы –sh
Такой индуктивный способ знакомства с правилом чтения
через проблемную ситуацию гораздо более эффективен, чем правило «из рамочки»
(дедуктивный способ).
3) Когда ученик уже усвоил правила чтения некоторых
буквосочетаний, вводим правила чтения гласных в открытом слоге (I тип чтения).
Вариант 1. Используем аналогию с русским языком
Прочитайте два слова (угол-уголь).
Чем они отличаются в произношении? (Ответ: последним
согласным звуком [л] твердый и [л’] мягкий).
Чем они отличаются в написании? (Ответ: буквой мягкий
знак ь).
Какой звук обозначает буква ь? (Ответ: она не
обозначает звук).
Тогда зачем она стоит в слове? (Ответ: она показывает,
что буква перед ней читается другим звуком).
В английском языке тоже есть такая буква, которая не
обозначает звука, но показывает, что другая буква читается иначе. Это буква «Е»
Вариант 2. Рассказываем сказку про «волшебную» Е
Прием подходит для знакомства с правилом чтения, если
вы работаете с дошкольниками. Подробнее о нем можете прочитать в статье «Как
научить ребенка читать по-английски: секреты и приемы обучения гласным в
открытом и закрытом слоге».
A a — [eɪ], name
E e — [i:], Pete
I i — [aɪ], bike,
five
U u — [u:], tube,
blue
O o — [əʊ], rose,
nose
4) вводим диграфы -oa- (boat, goat), -оw- (cow), -ea- (peach, meat, sea).
5) вводим правила чтения с буквой w: -wh (what, when),
-wa / wha (want, what, wasp).
6) вводим правила чтения гласных перед -r (III тип
чтения):
A a — [a:], car,
star
E e — [ɜ:], her
I i — [ɜ:], bird,
girl
U u — [ɜ:], purple
O o — [ɔ:], fork, horse
Далее последовательность изучения правил чтения
зависит от тем уроков. Так, при знакомстве с темой «Одежда» мы запоминаем или
повторяем фонетический эквивалент диграфов –ou (blouse, trousers), -ir (skirt,
T-shirt). Изучая питомцев или школьные принадлежности, узнаем о вариантах
чтения буквы Cc (-e, i, y + c = pencil, mice).
Выучить правила чтения с дошколятами и младшими
школьниками помогут сказки и образы:
H h — трудолюбивая и отзывчивая буква. Она помогает
грустной fish, застенчивому chick и веселому thumb.
W w — высокомерная буква, похожая на корону, поэтому
она любит всем приказывать. Трудолюбивую H h она заставляет молчать, а буква A
a из-за нее звучит [ɒ] (what, want).
A a и U u —
буквы, которые при встрече очень любят петь, особенно осенью (in
autumn), и звучат так красиво (beautiful audio), что публика (audience) всегда
провожает их бурными аплодисментами!
3. Словарное чтение
В английском много правил чтения, большинство которых
трудно запомнить. Чтобы не перегружать учеников в начале знакомства с
иностранным языком, в этом способе мы учим буквенные образы новых слов, «как
картинки».
Например, возьмем тему «Игрушки». Слова doll, train, robot
прочитать и запомнить достаточно легко. Слова plane, kite, bike будут понятны,
если уже изучено правило чтения гласных в открытом слоге, а вот слова ball, car
запоминаем «как картинку».
Ученики еще не знакомы с правилами чтения в этих
словах (–all и –ar), однако они без труда запомнят слова, состоящие из трех
букв, и будут узнавать и читать их правильно, даже не зная правил чтения.
Как помочь ученикам запомнить буквенный образ слова
Память и мышление тесно связаны с мелкой моторикой,
поэтому самый простой способ запоминать новые слова — записывать их. Важно
именно писать рукой, а не набирать текст на клавиатуре. Что еще можно
использовать:
1. Игры
на развитие памяти, и прежде всего игра «Memory» (нужно подобрать к карточке с
картинкой карточку-пару с соответствующим словом).
2. Игры
типа «Анаграмма» (где буквы слова перепутаны, и их нужно расставить по
порядку), «Виселица» (где за определенное количество попыток ученик должен
угадать слово, называя по одной букве).
3. Карточки
по чтению. Я использую карточки по типам чтения и по темам.
Методическая заметка
Я предлагаю ученикам на онлайн и офлайн занятиях такой
вариант игры «Memory»:
Ребята заранее по моей просьбе готовят карточки и
пишут на них новые слова. Во время урока я показываю мою карточку-картинку, а
они за 10 секунд должны найти и показать мне свою карточку с соответствующим
словом.
Последовательное знакомство с буквами и правилами
чтения в комплексе со словарным чтением позволит ученикам без больших
сложностей научиться читать на английском языке.Основываясь на словарном
чтении, мы также учим числа до 10. Объяснить чтение слов one, two крайне сложно
— эффективнее их просто запомнить.
Вопросительные слова, в первую очередь What и How,
запоминаем образами.
Так мы учим ребят не только использовать правила
чтения, но и запоминать буквенный образ слова. Важно объяснить родителям
принцип словарного чтения и причину, по которой преподаватели вынуждены им
пользоваться.
К сожалению, в своей практике я много раз слышала от
родителей такую фразу: «Читать не научила, а требует, чтобы ребенок читал!» Их
представления о чтении основывались на русском языке, поэтому они ожидали, что
сначала мы с учениками будем читать по слогам «ма-ма мы-ла ра-му» и только
потом переходить на понятные слова. Но ребенку проще запомнить, как слово
выглядит.
Как помочь ученикам запомнить буквенный образ слова
Память и мышление тесно связаны с мелкой моторикой,
поэтому самый простой способ запоминать новые слова — записывать их. Важно
именно писать рукой, а не набирать текст на клавиатуре. Что еще можно
использовать:
1. Игры
на развитие памяти, и прежде всего игра «Memory» (нужно подобрать к карточке с
картинкой карточку-пару с соответствующим словом).
2. Игры
типа «Анаграмма» (где буквы слова перепутаны, и их нужно расставить по порядку),
«Виселица» (где за определенное количество попыток ученик должен угадать слово,
называя по одной букве).
3. Карточки
по чтению. Я использую карточки по типам чтения и по темам.
Методическая заметка
Я предлагаю ученикам на онлайн и офлайн занятиях такой
вариант игры «Memory»:
Ребята заранее по моей просьбе готовят карточки и
пишут на них новые слова. Во время урока я показываю мою карточку-картинку, а
они за 10 секунд должны найти и показать мне свою карточку с соответствующим
словом.
Последовательное знакомство с буквами и правилами
чтения в комплексе со словарным чтением позволит ученикам без больших
сложностей научиться читать на английском языке.
Dearest creature [ˈkri.tʃər] in creation
[kri.ˈeɪ.ʃən]
Study English pronunciation [pɹə.ˈnʌn.si.eɪ.ʃən]
I will teach you in my verse [vəɹs]
Sounds like corpse [kɔɹps], corps [kɔɹ], horse
[hɔɹs], and worse [wǝɹs].
I will keep you Suzy [ˈsu.zi], busy [ˈbɪ.zi],
Make your head [hɛd] with heat [hit] grow
dizzy [ˈdɪ.zi].
Tear [tiɹ] in eye, your dress will tear [teɪɹ]
So shall I [ai]! Oh hear [hiɹ] my prayer [pɹeɪɹ].
Just compare heart [hart], beard [biɹd], and
heard [hərd],
Dies [daɪz] and diet [ˈdaɪ. ɛt], lord [lɔrd]
and word [wəɹd],
Sword [sɔɹd]and sward [swaɹd], retain [ɹɛ.ˈtaɪn]
and Britain [ˈbɹɪ.ʔ]
Mind the latter [ˈlæ.ɾəɹ], how it’s written [ˈɹɪ.ʔ]
Now I surely will not plague [plaɪg] you,
With such words as plaque [plæk] and ague [ˈaɪ.gu].
Be careful how you speak [spik]:
Say break [bɹeɪk] and steak [steɪk], but bleak
[blik] and streak [stɹik]
Cloven [ˈklow.vɛn], oven [ˈʌ.vən], how [haʊ]
and low [loʊ],
Script [skɹɪpt], receipt [ɹə.ˈsit], show [ʃoʊ],
poem [ˈpoʊ.əm], and toe [toʊ].
Hear me say devoid of trickery [ˈtɹɪ.kəɹ.i],
Daughter [ˈdɑ.ɾəɹ], laughter[ˈlæf.təɹ], and
Terpsichore [tɜrp.ˈsɪ.kəɹ.i].
Typhoid [ˈtaɪ.fɔɪd], measles [ˈmi.zəlz],
topsails [ˈtɑp.seɪlz], and aisles [ˈaɪ.əlz],
Exiles[ɛk.ˈsaɪ.əlz], similes [ˈsɪ.mə.liz], and
reviles [ɹɪˈvaɪ.əlz];
Scholar [ˈskɑ.ləɹ], vicar [ˈvɪ.kəɹ], and cigar
[səˈɡɑɹ]
Solar [ˈsoʊ.ləɹ], mica [ˈmaɪ.kə], war [ˈwɔɹ],
and far [faɹ];
One [wʌn], anemone [əˈnɛ.mə.ni], balmoral
[bælˈmɔɹ.əl],
Kitchen [ˈkɪ.tʃən], lichen [ˈlaɪ.kən],
laundry[ˈlan.dɹi], laurel [ˈlɔɹ.əl];
Gertrude [ˈgeɹ.tɹud], German [ˈdʒəɹ.mən], wind
[wɪnd/waɪnd], mind [maɪnd],
Scene [sin], Melpomene [mɛlˈpɑ.mə.ni], mankind
[mænˈkaɪnd].
Billet [ˈbɪl.ət] does not rhyme with ballet
[bæ.ˈleɪ],
Bouquet [boʊ.ˈkeɪ], wallet [ˈwa.lɛt], mallet
[ˈmæ.lɛt], chalet [ʃæˈleɪ].
Blood [blʌd] and flood [flʌd] are not
like food [fud],
Nor is mould [moʊld] like should [ʃʊd] and
would [wʊd].
Viscous [ˈvɪs.kəs], viscount [ˈvaɪ.kaʊnt] ,
load [loʊd] and broad [bɹɑd],
Toward [tə.ˈwɔɹd], forward [ˈfɔɹ.wəɹd], reward
[ɹə.ˈwɔɹd]
And your pronunciation’s OK [oʊ.ˈkeɪ],
When you correctly say croquet [kɹoʊ.ˈkeɪ].
Rounded [ˈɹaʊnd.əd], wounded [ˈwund.əd],
grieve [ɡɹiv] and sieve [sɪv]
Friend [fɹɛnd] and fiend [find], alive [ə.ˈlaɪv]
and live [lɪv],
Ivy [ˈaɪ.vi], privy [ˈpɹɪ.vi], famous [ˈfeɪ.məs];
clamour [ˈklæ.məɹ]
And enamour [ə.ˈnæ.məɹ] rhyme with hammer [ˈhæ.məɹ]
River [ˈɹɪ.vəɹ], rival [ˈɹaɪ.vəl], tomb [tum],
bomb [bɑm], comb [koʊm],
Doll [dɑl] and roll [ɹoʊl] and some [sʌm] and
home [hoʊm].
Stranger [ˈstɹeɪn.dʒəɹ] does not rhyme with
anger [ˈæŋ.ɡəɹ],
Neither does devour [dəˈvaʊ.əɹ] with clangour
[ˈklæŋ.əɹ].
Souls [soʊlz] but foul [faʊəl], haunt [hɑnt]
but aunt [ænt],
Font [fɑnt], front [fɹʌnt], wont [wɑnt], want
[wɑnt], grand [ɡɹænd], and grant [ɡɹænt],
Shoes [ʃuz], goes [ɡoʊz], does [dʌz]. Now say
finger [ˈfɪŋ.ɡəɹ],
And then singer [ˈsɪŋ.əɹ], ginger [ˈdʒɪn.dʒəɹ],
linger [ˈlɪŋ.ɡəɹ]
Real [ɹil], zeal [zil], mauve [moʊv], gauze [ɡɑz],
gouge [ɡaʊdʒ], and gauge [ɡeɪdʒ],
Marriage [ˈmɛɹ.ɪdʒ], foliage [ˈfoʊ.li.ɪdʒ],
mirage [məˈɹɑʒ], and age [eɪdʒ].
Query [ˈkwiɹ.i] does not rhyme with very [ˈvɛ.rɪ],
Nor does fury [ˈfjʊ.rɪ] sound like bury [ˈbɛ.rɪ]
Dost [dʌst], lost [lɑst], post [poʊst] and
doth [dʌθ], cloth [klɑθ], loth [loʊθ].
Job [dʒɑb], nob [nɑb], bosom [ˈbʊ.zəm],
transom [ˈtɹæn.səm], oath [oʊθ].
Though the difference seems little [ˈlɪ.təl]
We say actual [ˈæk.tʃə.wəl] but victual [ˈvɪ.təl]
Refer [ɹɪ.ˈfɜɹ] does not rhyme with deafer [ˈdɛ.fəɹ].
Feoffer [ˈfɛ.fəɹ] does and zephyr [ˈzɛ.fəɹ]
and heifer [ˈhɛ.fəɹ].
Mint [mɪnt], pint [paɪnt], senate [ˈsɛn.ət],
sedate [sɪ.ˈdeɪt],
Dull [dʌl], bull [bʊl], and George are late
[leɪt].
Scenic [ˈsi.nɪk], Arabic [ˈeɪɹ.ə.bɪk], Pacific
[pə.ˈsɪ.fɪk],
Science [ˈsaɪ.əns], conscience [ˈkɑn.ʃəns],
scientific [saɪ.ən.ˈtɪ.fɪk].
Liberty [ˈlɪ.bəɹ.ti], library [ˈlaɪ.bɹɛɹ.i],
heave [hiv] and heaven [ˈhɛ.vən],
Rachel [ˈɹeɪ.tʃ.əl], ache [eɪk], moustache [ˈmʌ.stæʃ],
eleven [ə.ˈlɛ.vən].
We say hallowed [ˈhæ.loʊd], but allowed [ə.ˈlaʊd],
People [ˈpi.pəl], leopard [ˈlɛ.pəɹd], towed
[toʊd], but vowed [vaʊd].
Mark the difference, moreover [mɔrˈoʊvəɹ],
Between, mover [ˈmu.vəɹ], cover [ˈkʌ.vəɹ],
clover [ˈkloʊ.vəɹ];
Leeches [ˈli.tʃəz], breeches [ˈbɹɪ.tʃəz], wise
[waɪz], precise [pɹə.ˈsaɪs],
Chalice [ˈtʃæ.ləs], but police [pəˈlis] and
lice [laɪs];
Camel [ˈkæ.məl], constable [ˈkɑn.stə.bəl],
unstable [ʌn.ˈsteɪ.bəl],
Principle [ˈpɹɪn.sə.pəl], disciple [də.ˈsaɪ.pəl],
label [ˈleɪ.bəl].
Petal [ˈpɛ.ɾəl], panel [ˈpæ.n̩əl], canal [kəˈnæl],
Wait [weɪt], surprise [sə.ˈpɹaɪz], plait [pleɪt],
promise [ˈpɹɑ.məs], pal [pæl].
Worm [wəɹm] and storm [stɔrm], chaise [ʃeɪz],
chaos [ˈkeɪ.ɑs], chair [tʃeɪɹ],
Senator [ˈsɛ.nə.ɾəɹ], spectator [ˈspɛk.teɪ.ɾəɹ],
mayor [ˈmeɪ.jəɹ].
Tour [tʊɹ], but our [aʊɹ] and succour [ˈsʌk.əɹ],
four [fɔɹ].
Gas [gæs], alas [ə.ˈlæs], and Arkansas [ˈɑɹ.kən.sɑ].
Sea [si], idea [aɪ.ˈdi.ə], Korea [kəɹ.ˈi.ə],
area [ˈeɪɹ.i.ə],
Psalm [sɑm], Maria [mə.ˈɹi.ə], but malaria
[mə.ˈleɪɹ.i.ə].
Youth [juθ], south [saʊθ], southern [ˈsʌ.ðəɹn],
cleanse [klɛnz] and clean [klin].
Doctrine [ˈdɑk.tɹən], turpentine
[ˈtəɹ.pən.taɪn], marine [mə.ˈɹin].
Compare alien [ˈeɪ.li.ən] with Italian [ɪ.ˈtæl.i.ən],
Dandelion [ˈdæn.də.laɪ.ən] and battalion [bə.ˈtæl.i.ən].
Sally [ˈsæl.i] with ally [ˈæ.laɪ], yea [jeɪ],
ye [ji],
Eye [aɪ], I [aɪ], ay [aɪ], aye [aɪ], whey [weɪ],
and key [ki].
Say aver [əˈvəɹ], but ever [ˈɛ.vəɹ], fever
[ˈfi.vəɹ],
Neither [ˈni.ðəɹ], leisure [ˈli.ʒəɹ], skein
[skeɪn], deceiver də.ˈsi.vəɹ].
Heron [ˈheɪɹ.ən], granary [ˈɡɹeɪn.ə.ɹi],
canary [kə.ˈneɪɹ.i].
Crevice [ˈkɹɛ.vəs] and device [də.ˈvaɪs],
aerie [eɪɹ.i]
Face [ˈfeɪs]but preface [ˈpɹɛ.fəs], not efface
[ə.ˈfeɪs].
Phlegm [flɛm], phlegmatic [flɛɡ.ˈmæ.ɾɪk], ass
[æs], glass [glæs], bass [beɪs]
Large [lɑɹdʒ], but target [ˈtɑɹ.ɡət], gin
[dʒɪn], give [ɡɪv], verging [ˈvəɹ.dʒɪŋ],
Ought [ɑt], out [aʊt], joust [dʒaʊst] and
scour [skaʊɹ], scourging [ˈskəɹ.dʒɪŋ].
Ear [iɹ], but earn [əɹn], and wear [waɪɹ] and
tear [taɪɹ]
Do not rhyme with here [hiɹ] but ere [aɪɹ].
Seven [ˈsɛ.vən] is right, but so is even [ˈi.vən],
Hyphen [ˈhaɪ.fən], roughen [ˈɹʌ.fən], nephew
[ˈnɛ.fju], Stephen [ˈsti.vən],
Monkey [ˈmʌŋ.ki], donkey [ˈdɑŋ.ki], Turk
[təɹk] and jerk [dʒəɹk],
Ask [æsk], grasp [gɹæsp], wasp [wɑsp] and cork
[kɔrk] and work [wəɹk].
Pronunciation (think of phyche! [ˈsaɪ.ki])
Is a paling [ˈpeɪ.lɪŋ] stout [staʊt] and
spikey [ˈspaɪ.ki]?
Won’t make you lose your wits [wɪts],
Writing groats [ɡɹoʊts] and saying grits
[ɡɹɪts]?
It’s a dark abyss [əˈbɪs] or tunnel [ˈtʌ.nəl]:
Strewn [stɹun] with stones [stoʊnz], stowed
[stoʊd], solace [ˈsɑ.ləs], gunwale [ˈɡʌ.nəl],
Islington [ˈɪz.lɪŋ.tən] and Isle [ˈaɪ.əl] of
Wight [waɪt],
Housewife [ˈhaʊs.waɪf], verdict [ˈvəɹ.dɪkt],
indict [ɪnˈdaɪt].
Finally, which rhymes with enough [ə.ˈnʌf],
Though [ðoʊ], through [θɹu], plough [plaʊ], or
dough [doʊ] or cough [kɑf]?
Hiccough [ˈhɪ.kʌp] has the sound of cup [kʌp],
My advice is to give up!