Эффективные технологии обучения чтению на английском языке

Эффективные технологии обучения чтению на английском языке

Фадеева Г.Г., учитель английского языка  МБОУ « СОШ п.Опытный»

Для носителей русского языка чтение сводится к узнаванию букв. Англичанам не так повезло, а вместе с ними и всем, кто учит английский как иностранный. Грамотно писать и читать на родном языке порой трудно даже жителям Туманного Альбиона. В этой статье разберем, в чем сложность обучения чтению на английском, и дадим практические советы, как научить этому детей и взрослых.

Голландский писатель и путешественник Жерар Нолст Трените написал стихотворение «Хаос», в которое включил более 800 слов, сложных в написании и произношении.

Содержание:

1.         Суть проблемы

2.         Слоговое чтение

3.         Словарное чтение

1. Суть проблемы

Благодаря реформе Петра Великого из русского алфавита в свое время ушли сложные «буки», «веди», «глаголь» и прочие, и появились буквы  «а», «бэ», «вэ». Учить читать стало проще: буква стала обозначать тот звук, который есть в ее названии. В английской истории не было своего Петра I, поэтому в современном английском языке более сорока фонем и только 26 букв.

Очевидно, что букв не хватает, чтобы передать все многообразие звуков английского языка. Более того, исторически так сложилось, что некоторые звуки не имеют своей буквы — например, [ ʃ ] и [ tʃ ]. И наоборот, другие звуки могут обозначаться несколькими буквами ([ k ] – cat, kite, queen, [ f ] – fan, phone).

Как же преподавателю английского решить проблему? Обучение чтению станет успешным, если комбинировать одновременно два подхода: слоговое и словарное чтение.

2. Слоговое чтение

Этот подход аналогичен обучению грамоте в русском языке.

Шаг первый

Ученик запоминает только один звук, который обозначает каждая буква (фонематический принцип обучения чтению). В обучении помогут фонетические песенки:

Шаг второй

Учим правила чтения, то есть читаем по слогам.

1) Знакомимся с некоторыми простыми диграфами, обозначающими гласные звуки -ее- (green, tree), -оо- (book, look), -ou- (house, mouse).

2)  Учим сочетания с буквой -h-: -sh- (fish), -ch- (chips), -th- (three/this).

Чтобы познакомить учеников с правилом чтения -sh, я обычно прошу написать по-английски несколько простых слов, знакомых на слух: pink, dog, lemon, green, red, desk, book, pen, etc.

После этого прошу написать слово fish.

Затем подводим ученика к выводу, что в английском нет буквы для звука [ ʃ ], и задаем вопрос: как же англичане решили эту проблему? После того, как студент попробовал придумать ответ (важно, чтобы попробовал!), приходим к тому, что если буквы нет, такой звук можно записать сочетанием других известных букв. В английском языке для записи звука [ ʃ ] используют буквы –sh

Такой индуктивный способ знакомства с правилом чтения через проблемную ситуацию гораздо более эффективен, чем правило «из рамочки» (дедуктивный способ).

3) Когда ученик уже усвоил правила чтения некоторых буквосочетаний, вводим правила чтения гласных в открытом слоге (I тип чтения).

Вариант 1. Используем аналогию с русским языком

Прочитайте два слова (угол-уголь).

Чем они отличаются в произношении? (Ответ: последним согласным звуком [л] твердый и [л’] мягкий).

Чем они отличаются в написании? (Ответ: буквой мягкий знак ь).

Какой звук обозначает буква ь? (Ответ: она не обозначает звук).

Тогда зачем она стоит в слове? (Ответ: она показывает, что буква перед ней читается другим звуком).

В английском языке тоже есть такая буква, которая не обозначает звука, но показывает, что другая буква читается иначе. Это буква «Е»

Вариант 2. Рассказываем сказку про «волшебную» Е

Прием подходит для знакомства с правилом чтения, если вы работаете с дошкольниками. Подробнее о нем можете прочитать в статье «Как научить ребенка читать по-английски: секреты и приемы обучения гласным в открытом и закрытом слоге».

A a — [eɪ], name

E e —  [i:], Pete

I i — [aɪ], bike, five

U u — [u:], tube, blue

O o — [əʊ], rose, nose

4) вводим диграфы -oa- (boat, goat), -оw- (cow), -ea- (peach, meat, sea).

5) вводим правила чтения с буквой w: -wh (what, when), -wa / wha (want, what, wasp).

6) вводим правила чтения гласных перед -r (III тип чтения):

A a — [a:], car, star

E e — [ɜ:], her

I i — [ɜ:], bird, girl

U u — [ɜ:], purple

O o — [ɔ:], fork, horse

Далее последовательность изучения правил чтения зависит от тем уроков. Так, при знакомстве с темой «Одежда» мы запоминаем или повторяем фонетический эквивалент диграфов –ou (blouse, trousers), -ir (skirt, T-shirt). Изучая питомцев или школьные принадлежности, узнаем о вариантах чтения буквы Cc (-e, i, y + c = pencil, mice).

Выучить правила чтения с дошколятами и младшими школьниками помогут сказки и образы:

H h — трудолюбивая и отзывчивая буква. Она помогает грустной fish, застенчивому chick и веселому thumb.

W w — высокомерная буква, похожая на корону, поэтому она любит всем приказывать. Трудолюбивую H h она заставляет молчать, а буква A a из-за нее звучит [ɒ] (what, want).  

A a и U u —  буквы, которые при встрече очень любят петь, особенно осенью (in autumn), и звучат так красиво (beautiful audio), что публика (audience) всегда провожает их бурными аплодисментами!

3. Словарное чтение

В английском много правил чтения, большинство которых трудно запомнить. Чтобы не перегружать учеников в начале знакомства с иностранным языком, в этом способе мы учим буквенные образы новых слов, «как картинки».

Например, возьмем тему «Игрушки». Слова doll, train, robot прочитать и запомнить достаточно легко. Слова plane, kite, bike будут понятны, если уже изучено правило чтения гласных в открытом слоге, а вот слова ball, car запоминаем «как картинку».

Ученики еще не знакомы с правилами чтения в этих словах (–all и –ar), однако они без труда запомнят слова, состоящие из трех букв, и будут узнавать и читать их правильно, даже не зная правил чтения.

Как помочь ученикам запомнить буквенный образ слова

Память и мышление тесно связаны с мелкой моторикой, поэтому самый простой способ запоминать новые слова — записывать их. Важно именно писать рукой, а не набирать текст на клавиатуре. Что еще можно использовать:

1.         Игры на развитие памяти, и прежде всего игра «Memory» (нужно подобрать к карточке с картинкой карточку-пару с соответствующим словом).

2.         Игры типа «Анаграмма» (где буквы слова перепутаны, и их нужно расставить по порядку), «Виселица» (где за определенное количество попыток ученик должен угадать слово, называя по одной букве).

3.         Карточки по чтению. Я использую карточки по типам чтения и по темам.

Методическая заметка

Я предлагаю ученикам на онлайн и офлайн занятиях такой вариант игры «Memory»:

Ребята заранее по моей просьбе готовят карточки и пишут на них новые слова. Во время урока я показываю мою карточку-картинку, а они за 10 секунд должны найти и показать мне свою карточку с соответствующим словом.

Последовательное знакомство с буквами и правилами чтения в комплексе со словарным чтением позволит ученикам без больших сложностей научиться читать на английском языке.Основываясь на словарном чтении, мы также учим числа до 10. Объяснить чтение слов one, two крайне сложно — эффективнее их просто запомнить.

Вопросительные слова, в первую очередь What и How, запоминаем образами.

Так мы учим ребят не только использовать правила чтения, но и запоминать буквенный образ слова. Важно объяснить родителям принцип словарного чтения и причину, по которой преподаватели вынуждены им пользоваться.

К сожалению, в своей практике я много раз слышала от родителей такую фразу: «Читать не научила, а требует, чтобы ребенок читал!» Их представления о чтении основывались на русском языке, поэтому они ожидали, что сначала мы с учениками будем читать по слогам «ма-ма мы-ла ра-му» и только потом переходить на понятные слова. Но ребенку проще запомнить, как слово выглядит.

Как помочь ученикам запомнить буквенный образ слова

Память и мышление тесно связаны с мелкой моторикой, поэтому самый простой способ запоминать новые слова — записывать их. Важно именно писать рукой, а не набирать текст на клавиатуре. Что еще можно использовать:

1.         Игры на развитие памяти, и прежде всего игра «Memory» (нужно подобрать к карточке с картинкой карточку-пару с соответствующим словом).

2.         Игры типа «Анаграмма» (где буквы слова перепутаны, и их нужно расставить по порядку), «Виселица» (где за определенное количество попыток ученик должен угадать слово, называя по одной букве).

3.         Карточки по чтению. Я использую карточки по типам чтения и по темам.

Методическая заметка

Я предлагаю ученикам на онлайн и офлайн занятиях такой вариант игры «Memory»:

 

Ребята заранее по моей просьбе готовят карточки и пишут на них новые слова. Во время урока я показываю мою карточку-картинку, а они за 10 секунд должны найти и показать мне свою карточку с соответствующим словом.

Последовательное знакомство с буквами и правилами чтения в комплексе со словарным чтением позволит ученикам без больших сложностей научиться читать на английском языке.

 

 

 

 

 

Dearest creature [ˈkri.tʃər] in creation [kri.ˈeɪ.ʃən]

Study English pronunciation [pɹə.ˈnʌn.si.eɪ.ʃən]

 

I will teach you in my verse [vəɹs]

Sounds like corpse [kɔɹps], corps [kɔɹ], horse [hɔɹs], and worse [wǝɹs].

 

I will keep you Suzy [ˈsu.zi], busy [ˈbɪ.zi],

Make your head [hɛd] with heat [hit] grow dizzy [ˈdɪ.zi].

 

Tear [tiɹ] in eye, your dress will tear [teɪɹ]

So shall I [ai]! Oh hear [hiɹ] my prayer [pɹeɪɹ].

 

Just compare heart [hart], beard [biɹd], and heard [hərd],

Dies [daɪz] and diet [ˈdaɪ. ɛt], lord [lɔrd] and word [wəɹd],

 

Sword [sɔɹd]and sward [swaɹd], retain [ɹɛ.ˈtaɪn] and Britain [ˈbɹɪ.ʔ]

Mind the latter [ˈlæ.ɾəɹ], how it’s written [ˈɹɪ.ʔ]

 

Now I surely will not plague [plaɪg] you,

With such words as plaque [plæk] and ague [ˈaɪ.gu].

 

Be careful how you speak [spik]:

Say break [bɹeɪk] and steak [steɪk], but bleak [blik] and streak [stɹik]

Cloven [ˈklow.vɛn], oven [ˈʌ.vən], how [haʊ] and low [loʊ],

Script [skɹɪpt], receipt [ɹə.ˈsit], show [ʃoʊ], poem [ˈpoʊ.əm], and toe [toʊ].

 

Hear me say devoid of trickery [ˈtɹɪ.kəɹ.i],

Daughter [ˈdɑ.ɾəɹ], laughter[ˈlæf.təɹ], and Terpsichore [tɜrp.ˈsɪ.kəɹ.i].

 

Typhoid [ˈtaɪ.fɔɪd], measles [ˈmi.zəlz], topsails [ˈtɑp.seɪlz], and aisles [ˈaɪ.əlz],

Exiles[ɛk.ˈsaɪ.əlz], similes [ˈsɪ.mə.liz], and reviles [ɹɪˈvaɪ.əlz];

 

Scholar [ˈskɑ.ləɹ], vicar [ˈvɪ.kəɹ], and cigar [səˈɡɑɹ]

Solar [ˈsoʊ.ləɹ], mica [ˈmaɪ.kə], war [ˈwɔɹ], and far [faɹ];

 

One [wʌn], anemone [əˈnɛ.mə.ni], balmoral [bælˈmɔɹ.əl],

Kitchen [ˈkɪ.tʃən], lichen [ˈlaɪ.kən], laundry[ˈlan.dɹi], laurel [ˈlɔɹ.əl];

 

Gertrude [ˈgeɹ.tɹud], German [ˈdʒəɹ.mən], wind [wɪnd/waɪnd], mind [maɪnd],

Scene [sin], Melpomene [mɛlˈpɑ.mə.ni], mankind [mænˈkaɪnd].

 

Billet [ˈbɪl.ət] does not rhyme with ballet [bæ.ˈleɪ],

Bouquet [boʊ.ˈkeɪ], wallet [ˈwa.lɛt], mallet [ˈmæ.lɛt], chalet [ʃæˈleɪ].

 Blood [blʌd] and flood [flʌd] are not like food [fud],

Nor is mould [moʊld] like should [ʃʊd] and would [wʊd].

 

Viscous [ˈvɪs.kəs], viscount [ˈvaɪ.kaʊnt] , load [loʊd] and broad [bɹɑd],

Toward [tə.ˈwɔɹd], forward [ˈfɔɹ.wəɹd], reward [ɹə.ˈwɔɹd]

 

And your pronunciation’s OK [oʊ.ˈkeɪ],

When you correctly say croquet [kɹoʊ.ˈkeɪ].

 

Rounded [ˈɹaʊnd.əd], wounded [ˈwund.əd], grieve [ɡɹiv] and sieve [sɪv]

Friend [fɹɛnd] and fiend [find], alive [ə.ˈlaɪv] and live [lɪv],

 

Ivy [ˈaɪ.vi], privy [ˈpɹɪ.vi], famous [ˈfeɪ.məs]; clamour [ˈklæ.məɹ]

And enamour [ə.ˈnæ.məɹ] rhyme with hammer [ˈhæ.məɹ]

 

River [ˈɹɪ.vəɹ], rival [ˈɹaɪ.vəl], tomb [tum], bomb [bɑm], comb [koʊm],

Doll [dɑl] and roll [ɹoʊl] and some [sʌm] and home [hoʊm].

 

Stranger [ˈstɹeɪn.dʒəɹ] does not rhyme with anger [ˈæŋ.ɡəɹ],

Neither does devour [dəˈvaʊ.əɹ] with clangour [ˈklæŋ.əɹ].

 

Souls [soʊlz] but foul [faʊəl], haunt [hɑnt] but aunt [ænt],

Font [fɑnt], front [fɹʌnt], wont [wɑnt], want [wɑnt], grand [ɡɹænd], and grant [ɡɹænt],

 

Shoes [ʃuz], goes [ɡoʊz], does [dʌz]. Now say finger [ˈfɪŋ.ɡəɹ],

And then singer [ˈsɪŋ.əɹ], ginger [ˈdʒɪn.dʒəɹ], linger [ˈlɪŋ.ɡəɹ]

 

Real [ɹil], zeal [zil], mauve [moʊv], gauze [ɡɑz], gouge [ɡaʊdʒ], and gauge [ɡeɪdʒ],

Marriage [ˈmɛɹ.ɪdʒ], foliage [ˈfoʊ.li.ɪdʒ], mirage [məˈɹɑʒ], and age [eɪdʒ].

 

Query [ˈkwiɹ.i] does not rhyme with very [ˈvɛ.rɪ],

Nor does fury [ˈfjʊ.rɪ] sound like bury [ˈbɛ.rɪ]

 

Dost [dʌst], lost [lɑst], post [poʊst] and doth [dʌθ], cloth [klɑθ], loth [loʊθ].

Job [dʒɑb], nob [nɑb], bosom [ˈbʊ.zəm], transom [ˈtɹæn.səm], oath [oʊθ].

 

Though the difference seems little [ˈlɪ.təl]

We say actual [ˈæk.tʃə.wəl] but victual [ˈvɪ.təl]

 

Refer [ɹɪ.ˈfɜɹ] does not rhyme with deafer [ˈdɛ.fəɹ].

Feoffer [ˈfɛ.fəɹ] does and zephyr [ˈzɛ.fəɹ] and heifer [ˈhɛ.fəɹ].

 

Mint [mɪnt], pint [paɪnt], senate [ˈsɛn.ət], sedate [sɪ.ˈdeɪt],

Dull [dʌl], bull [bʊl], and George are late [leɪt].

 

Scenic [ˈsi.nɪk], Arabic [ˈeɪɹ.ə.bɪk], Pacific [pə.ˈsɪ.fɪk],

Science [ˈsaɪ.əns], conscience [ˈkɑn.ʃəns], scientific [saɪ.ən.ˈtɪ.fɪk].

 

Liberty [ˈlɪ.bəɹ.ti], library [ˈlaɪ.bɹɛɹ.i], heave [hiv] and heaven [ˈhɛ.vən],

Rachel [ˈɹeɪ.tʃ.əl], ache [eɪk], moustache [ˈmʌ.stæʃ], eleven [ə.ˈlɛ.vən].

 

We say hallowed [ˈhæ.loʊd], but allowed [ə.ˈlaʊd],

People [ˈpi.pəl], leopard [ˈlɛ.pəɹd], towed [toʊd], but vowed [vaʊd].

 

Mark the difference, moreover [mɔrˈoʊvəɹ],

Between, mover [ˈmu.vəɹ], cover [ˈkʌ.vəɹ], clover [ˈkloʊ.vəɹ];

 

Leeches [ˈli.tʃəz], breeches [ˈbɹɪ.tʃəz], wise [waɪz], precise [pɹə.ˈsaɪs],

Chalice [ˈtʃæ.ləs], but police [pəˈlis] and lice [laɪs];

 

Camel [ˈkæ.məl], constable [ˈkɑn.stə.bəl], unstable [ʌn.ˈsteɪ.bəl],

Principle [ˈpɹɪn.sə.pəl], disciple [də.ˈsaɪ.pəl], label [ˈleɪ.bəl].

 

Petal [ˈpɛ.ɾəl], panel [ˈpæ.n̩əl], canal [kəˈnæl],

Wait [weɪt], surprise [sə.ˈpɹaɪz], plait [pleɪt], promise [ˈpɹɑ.məs], pal [pæl].

 

Worm [wəɹm] and storm [stɔrm], chaise [ʃeɪz], chaos [ˈkeɪ.ɑs], chair [tʃeɪɹ],

Senator [ˈsɛ.nə.ɾəɹ], spectator [ˈspɛk.teɪ.ɾəɹ], mayor [ˈmeɪ.jəɹ].

 

Tour [tʊɹ], but our [aʊɹ] and succour [ˈsʌk.əɹ], four [fɔɹ].

Gas [gæs], alas [ə.ˈlæs], and Arkansas [ˈɑɹ.kən.sɑ].

 

Sea [si], idea [aɪ.ˈdi.ə], Korea [kəɹ.ˈi.ə], area [ˈeɪɹ.i.ə],

Psalm [sɑm], Maria [mə.ˈɹi.ə], but malaria [mə.ˈleɪɹ.i.ə].

 

Youth [juθ], south [saʊθ], southern [ˈsʌ.ðəɹn], cleanse [klɛnz] and clean [klin].

Doctrine [ˈdɑk.tɹən], turpentine [ˈtəɹ.pən.taɪn], marine [mə.ˈɹin].

 

Compare alien [ˈeɪ.li.ən] with Italian [ɪ.ˈtæl.i.ən],

Dandelion [ˈdæn.də.laɪ.ən] and battalion [bə.ˈtæl.i.ən].

 

Sally [ˈsæl.i] with ally [ˈæ.laɪ], yea [jeɪ], ye [ji],

Eye [aɪ], I [aɪ], ay [aɪ], aye [aɪ], whey [weɪ], and key [ki].

 

Say aver [əˈvəɹ], but ever [ˈɛ.vəɹ], fever [ˈfi.vəɹ],

Neither [ˈni.ðəɹ], leisure [ˈli.ʒəɹ], skein [skeɪn], deceiver də.ˈsi.vəɹ].

 

Heron [ˈheɪɹ.ən], granary [ˈɡɹeɪn.ə.ɹi], canary [kə.ˈneɪɹ.i].

Crevice [ˈkɹɛ.vəs] and device [də.ˈvaɪs], aerie [eɪɹ.i]

 

Face [ˈfeɪs]but preface [ˈpɹɛ.fəs], not efface [ə.ˈfeɪs].

Phlegm [flɛm], phlegmatic [flɛɡ.ˈmæ.ɾɪk], ass [æs], glass [glæs], bass [beɪs]

 

Large [lɑɹdʒ], but target [ˈtɑɹ.ɡət], gin [dʒɪn], give [ɡɪv], verging [ˈvəɹ.dʒɪŋ],

Ought [ɑt], out [aʊt], joust [dʒaʊst] and scour [skaʊɹ], scourging [ˈskəɹ.dʒɪŋ].

 

Ear [iɹ], but earn [əɹn], and wear [waɪɹ] and tear [taɪɹ]

Do not rhyme with here [hiɹ] but ere [aɪɹ].

 

Seven [ˈsɛ.vən] is right, but so is even [ˈi.vən],

Hyphen [ˈhaɪ.fən], roughen [ˈɹʌ.fən], nephew [ˈnɛ.fju], Stephen [ˈsti.vən],

 

Monkey [ˈmʌŋ.ki], donkey [ˈdɑŋ.ki], Turk [təɹk] and jerk [dʒəɹk],

Ask [æsk], grasp [gɹæsp], wasp [wɑsp] and cork [kɔrk] and work [wəɹk].

 

Pronunciation (think of phyche! [ˈsaɪ.ki])

Is a paling [ˈpeɪ.lɪŋ] stout [staʊt] and spikey [ˈspaɪ.ki]?

 

Won’t make you lose your wits [wɪts],

Writing groats [ɡɹoʊts] and saying grits [ɡɹɪts]?

 

It’s a dark abyss [əˈbɪs] or tunnel [ˈtʌ.nəl]:

Strewn [stɹun] with stones [stoʊnz], stowed [stoʊd], solace [ˈsɑ.ləs], gunwale [ˈɡʌ.nəl],

 

Islington [ˈɪz.lɪŋ.tən] and Isle [ˈaɪ.əl] of Wight [waɪt],

Housewife [ˈhaʊs.waɪf], verdict [ˈvəɹ.dɪkt], indict [ɪnˈdaɪt].

 

Finally, which rhymes with enough [ə.ˈnʌf],

Though [ðoʊ], through [θɹu], plough [plaʊ], or dough [doʊ] or cough [kɑf]?

 

Hiccough [ˈhɪ.kʌp] has the sound of cup [kʌp],

My advice is to give up!