Профилактика
детского травматизма и смертности от внешних причин
Родителям
о рисках, связанных с детской смертностью
При нахождении несовершеннолетних без
присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к
травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
Наиболее распространенные несчастные
случаи, приводящие к увечьям и смерти детей, их причины
Медицинские эксперты Всемирной организации
здравоохранения пришли к выводу: в настоящее время в большинстве цивилизованных
стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней
вместе взятых.
Задача родителей сделать все возможное,
чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные
случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:
ожоги;
падения
с высоты (в т.ч. выпадение из окон);
утопления;
отравления;
поражения
электрическим током;
дорожно-транспортные
происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а
так жероллинг (катание на роликах).
На основании статистических данных,
полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно
утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего
является:
отсутствие
должного надзора за детьми всех возрастных групп,
неосторожное,
неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Возникновению несчастных случаев
способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая
подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие
чувства опасности.
Причины
несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:
В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются
несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.
В возрасте от 5 до 10 лет несчастные
случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка.
В возрасте от 10 до 14 лет и старше -
вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые
интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются
проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников.
Бурная энергия и активность - факторы,
способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет.
Подросток, сознавая свою «нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью,
бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции
сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность,
вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их
шумными, импульсивными.
Обучение
детей основам профилактики несчастных случаев.
С учетом указанных причин работа родителей
по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:
создание
безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора,
систематическое
обучение детей основам профилактики несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания
ребенка предполагает:
организацию
досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
ограничение
опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и
веществ;
запрет
на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без
присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах
интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);
обеспечение
постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение
организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников
и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных
средств связи).
Систематическое обучение детей основам
профилактики несчастных случаев включает:
информирование
ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм,
увечья и смерть, а так же об условиях и способах избегания несчастных случаев; регулярное
инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на
улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;
обучение
ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному
поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование
ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших
товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций
подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;
обучение
ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение
возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия проведения успешной
профилактической работы с детьми:
Чтобы
избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое
собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться
роковым злом, которое почти невозможно предупредить.
Только при таком условии можно выработать у
ребенка навыки осмотрительного поведения.
Родители сами должны показывать пример
безопасного и ответственного поведения.
Важно
не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что
опасности можно избежать, если вести себя правильно!
Никакой реальной пользы не будет от
бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо
конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует
научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо
делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически,
ребенку необходимо объяснить детально.
Основное внимание взрослых в профилактике
обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и
предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ.
Родителям важно понимать, что несчастные
случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им
уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.
Очень важно приучать детей к
самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как
правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных
факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему,
почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой,
электроприборами, механизированными инструментами.
Иногда
бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими
детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию
навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому
разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в
данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что
опасность всегда можно предотвратить.
Родители не должны равнодушно проходить мимо
небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает
чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями
опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для
серьезного обсуждения.
Рекомендации
по предупреждению несчастных случаев
Для
предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к
ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
Ожоги
Ожоги
могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими
веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а так же в результате
длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным
или тепловым ударом).
Для
предупреждения ожогов:
ограничьте
доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать
ожоги;
запретите
детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра
взрослых.
Для
профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:
защищать
в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный
свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального
хлопка, льна;
защищать
глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью
блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;
избегать
пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое
активное и опасное в период с 12 до 16 часов.
нанести
на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 - 30 единиц) за 20 - 30 минут
до выхода на улицу;
находиться
на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5 - 6 минут и 8 -
10 минут после образования загара;
принимать
солнечные ванны не чаще 2 - 3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок
должен быть в тени;
избегать
воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой
целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать
на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
не
находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом). Продолжительность
солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15 - 20 минут, впоследствии
можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными
перерывами нахождения в тени и прохладе.
загорать
лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние часы
и вечерние;
приучать
ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе, на море
пить не меньше 2 — 3-х литров в день.
протирать
время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать
прохладный душ.
научить
ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.
Падение с высоты
Падения
с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах
на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а
также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.
Для
предупреждения падения с высоты необходимо:
запретить
детям играть в опасных местах;
не
оставлять детей без присмотра на высоте;
объяснить
подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения
всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона
или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также
использования всех страховочных приспособлений;
обеспечить
ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что
москитные сетки не защищают от падений.
Отравление
Отравления
чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с
ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а так же при употреблении
в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.
Для
предупреждения отравления необходимо:
хранить
ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально
маркированной посуде;
давать
ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и, ни в коем случае,
не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого
возраста;
не
употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать
незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.
Поражение электрическим током
Поражение
электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах
(стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).
Для
предупреждения поражения электрическим током необходимо:
запретить
детям играть в опасных местах;
объяснить
ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.
Утопление
Утопления
происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или
неумения ребенка плавать.
Для
предупреждения утопления необходимо:
не
оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;
разрешать
купаться только в специально отведенных для этого местах;
обеспечить
его защитными средствами, в случае если ребенок не умеет плавать;
напоминать
ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.
Роллинговый травматизм
Роллинговый
травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках.
Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и
травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.
Для
предупреждения роллингового травматизма необходимо:
выбирать
правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный
сустав;
научить
ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам,
поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой
голеностопного сустава.
научить
способам торможения. Если не можете этого сделать сами - пригласите опытного
роллера;
приобрести
обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит
основные травмы. Требуйте их использования ребенком;
научить
ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;
запретите
кататься вблизи проезжей части;
научить
детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть
внимательным.
Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортный
травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием
пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.
Для
предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:
соблюдать
неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного
движения;
научить
ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на
разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств).
Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно,
значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из
100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины;
использовать
при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;
научить
ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны
обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.
Серьезный
риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге.
Для
предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:
не
оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;
запрещать
детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на
крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
учить
детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;
соблюдать
САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном
транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона,
поведения в вагонах.