Урок литературы в 7 классе Тема: Что нужно человеку для счастья? (по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»)

Афанасьева Надежда Константиновна,

учитель русского  языка и литературы

МБОУ «СОШ п.Опытный»

Цивильского района Чувашской Республики

 

Урок литературы в 7 классе

Тема: Что нужно человеку для счастья? (по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»)

Цель: на примере рассказа Р.Брэдбери «Каникулы» доказать мысль об ответственности человека за свои поступки и желания; побудить учащихся задуматься над вопросом «Что мне нужно для счастья?»

Основная технология: технология продуктивного чтения, технология самооценивания.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

I. Формулирование темы и целей урока

Учитель: Началась четвертая четверть, а за ней лето. И долгожданные каникулы. Подумайте и скажите, какими вы видите счастливые каникулы.

(дети высказываются, составляется кластер «Счастливые каникулы»: солнце, лето, море, нет уроков, поездка, семья)

Учитель:  Если всё это будет в жизни человека, он можно будет назвать счастливым? (дети пробуют)

Учитель: Какой же вопрос встает в этом случае перед нами?

(дети пробуют)

Учитель: Что же тогда нужно человеку для счастья?

Учитель: Это и будет проблемный вопрос  и тема нашего урока. А поможет нам ответить на вопрос рассказ Р.Брэдбери «Каникулы», прочитанный вами дома.

И сегодня на уроке мы будем  продолжать учиться видеть авторские мысли, которые часто скрыты от читателя, учиться сопоставлять свое мнение с мнением автора произведения.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему  урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

5. Осуществлять анализ и синтез.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

 

 

II. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения.

Проверка ДЗ

Учитель: Представьте, что вы не читали рассказ «Каникулы», и подумайте, о чем может идти речь в рассказе с таким названием.

А если знать, что его автор писатель Р.Брэдбери? (дети говорят, что автор рассказа – писатель-фантаст,  автор рассказа «И грянул гром», в котором действие переносится в будущее)

Расскажите о своей иллюстрации к рассказу «Каникулы».

2. Анализ текста

А) Фактуальный уровень

Рассказ «Каникулы» был написан давно, и поэтому сейчас мы совершим путешествие на машине времени и отправимся в 1963 год, год создания рассказа.

Ответьте на вопросы, чтобы поехать.

·        На каком транспорте путешествовала семья?

·        Почему во время путешествия пришлось сделать остановку?

·        Сколько проехали путники до привала?

·        Какое желание загадывает отец семейства?

(самопроверка по предложенным ответам).

Б) Подтекстовый уровень

Молодцы, вот мы и в рассказе. Прочитаем начало рассказа и проведем диалог с автором.

      День был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины (предположите, почему?), но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось (может ли такое быть). Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс (объясните значение слова), безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком. Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда (Предположите, почему). На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор.

       Неожиданно рельсы задрожали.

      Сидя на путях, одинокий дрозд (что это за птица?)ощутил, как рождается мерное слабое биение, словно где-то, за много миль, забилось чье-то сердце.

Учитель: Подумайте и скажите, какое ощущение рождается у читателя, увидевшего этот пейзаж. (что-то странное, тревожное)

Учитель: Прочитайте эпизод появления героев рассказа и расскажите, что это за люди.

 (Ответы детей)

Учитель: Предположите, почему мужчина так строго одет.

 (Ответы детей)

Учитель: Расскажите предысторию событий.

(Ответы детей)

Учитель: Предположите, почему мужчина загадывает странное желание.

(Ответы детей)

Учитель: Что же не устраивало мужа и жену в их жизни и что они приобрели в новом мире? Ответ на этот вопрос сформулируйте, заполнив таблицу, ключевыми словами.

 

 

 

 

Таблица в тетради

Прошлая жизнь

Новая жизнь

Очереди, книги, карандаши, кислый взгляд босса, рутина

Мягкие звуки земли, море травы-муравы, тишина, нескончаемое лето, шум моря, пикник.

 

Учитель: Сбылась ли мечта героев? Можно их назвать счастливыми?

(Ответы детей)

Учитель: Сравните их новую жизнь с нашими представлениями о счастье. К каким выводам можете прийти?

(Ответы детей)

Учитель: Расскажите, что же происходит потом. Перечитаем с комментариями тот эпизод, где мальчику становится скучно.

 

        Мальчику стало скучно, он отошел к самой воде и бросал палки в море, потом сам же бегал за ними, изображая ученую собаку.

        Отец продолжал:

    — Зимуем в Таксоне, в самом конце зимы едем во Флориду, весной — вдоль побережья, в июне попадем, скажем, в Нью-Йорк. Через два года лето проводим в Чикаго. Через три года — как ты насчет того, чтобы провести зиму в Мехико-Сити? Куда рельсы приведут, куда угодно, и если нападем на совсем неизвестную старую ветку — превосходно, поедем по ней до конца, посмотрим, куда она ведет. Когда- нибудь, честное слово, пойдем на лодке вниз по Миссисипи, я об этом давно мечтал. На всю жизнь хватит, не маршрут — находка...(Вы согласны с этим?)

         Он смолк. Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек(что это могло быть?).

        Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка.

        Она ахнула (почему?). Взяла его руку и крепко сжала.

       Он стиснул ее руку и, закрыв глаза, через силу заговорил:

     — Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?

         Она подумала, потом кивнула.(Почему не ответила сразу?)

        И тут оба вздрогнули.

        Потому что между ними (когда он пришел?), держа в руке бутылку из-под шипучки, стоял их сын.

        Лицо мальчика было бледно. Свободной рукой он коснулся щеки отца, там где оставила след слезинка.

     — Ты... — сказал он и вздохнул. — Ты... Папа, тебе тоже не с кем играть.(Что имел в виду мальчик?)

      Жена хотела что-то сказать. Муж хотел взять руку мальчика.

       Мальчик отскочил назад.

    — Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! (Почему именно такие слова использует герой?)

Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами.

Мать хотела пойти за ним, но отец ее удержал.

— Не надо. Оставь его.

 

3.Концептуальный уровень

Учитель: Подумайте и скажите, почему мама не решилась спросить о содержании письма?

Учитель: Предположите, что написал Джим.

Можем ли мы назвать каникулы наших героев счастливыми? Чего же не хватило им для счастья?

Учитель: Хотели бы вы отправиться в такие каникулы? Аргументируйте свой ответ.

Модель ответа: Герои рассказа оказались в трагическом одиночестве. С течением времени меняется настроение отца от радости в день исчезновения людей до отчаяния, мечты о том, чтобы вечером лечь спать, а «ночью все каким-то образом вернулось на свои места». По собственному эгоизму герои лишили себя и собственного сына настоящей жизни, превратив ее в бесконечные и скучные каникулы. Настоящие каникулы потому и радостные, что ограничены временем. От трудностей жизни люди ушли на каникулы, но счастливыми не стали.

 

 

III.Итог урока

Учитель: Перед вами характеристики разных жанров? Определите, какие из них можно отнести к фантастике?

Список: выдумка, чудеса, развлечение, интерес, мечта, предостережение, польза, обман, вред.

Учитель: Какое слово, по вашему мнению, является ключевым  в характеристике фантастической литературы.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Учитель: От чего предостерегает человечество писатель Р.Брэдбери?

Мы сформулировали принцип ответственности человека за свои поступки и даже желания.

IV. Домашнее задание

Учитель: В рассказе открытый финал. Предположите, что случится дальше. Напишите продолжение рассказа.