Афанасьева Надежда Константиновна,
учитель
русского языка и литературы
МБОУ
«СОШ п.Опытный»
Цивильского
района Чувашской Республики
Урок
литературы в 7 классе
Тема: Что нужно человеку для счастья? (по
рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»)
Цель:
на примере рассказа Р.Брэдбери «Каникулы» доказать мысль об ответственности
человека за свои поступки и желания; побудить учащихся задуматься над вопросом
«Что мне нужно для счастья?»
Основная
технология: технология продуктивного чтения, технология самооценивания.
Этапы
урока |
Содержание
|
Формирование
УУД |
|||
I.
Формулирование темы и целей урока |
Учитель:
Началась четвертая четверть, а за ней лето. И долгожданные каникулы.
Подумайте и скажите, какими вы видите счастливые каникулы. (дети высказываются, составляется кластер
«Счастливые каникулы»: солнце, лето, море, нет уроков, поездка, семья) Учитель:
Если всё это будет в жизни человека,
он можно будет назвать счастливым? (дети
пробуют) Учитель:
Какой же вопрос встает в этом случае перед нами? (дети пробуют) Учитель:
Что же тогда нужно человеку для счастья? Учитель:
Это и будет проблемный вопрос и тема
нашего урока. А поможет нам ответить на вопрос рассказ Р.Брэдбери «Каникулы»,
прочитанный вами дома. И
сегодня на уроке мы будем продолжать
учиться видеть авторские мысли, которые часто скрыты от читателя, учиться
сопоставлять свое мнение с мнением автора произведения. |
Регулятивные
УУД 1.
Самостоятельно формулировать
тему, проблему урока. 2.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную. 2.
Пользоваться изучающим видом чтения. 3.
Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 4.
Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выбо- рочно. 5.
Осуществлять анализ и синтез. 6.
Устанавливать причинно-следственные связи. 7.
Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве. 2.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4.
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 6.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7.
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения. Личностные результаты 1. Формирование
эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия
текста, как произведения искусства.
|
|||
II.
Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. Проверка
ДЗ |
Учитель:
Представьте, что вы не читали рассказ «Каникулы», и подумайте, о чем может
идти речь в рассказе с таким названием. А
если знать, что его автор писатель Р.Брэдбери? (дети говорят, что автор
рассказа – писатель-фантаст, автор
рассказа «И грянул гром», в котором действие переносится в будущее) Расскажите
о своей иллюстрации к рассказу «Каникулы». |
||||
2.
Анализ текста А)
Фактуальный уровень |
Рассказ
«Каникулы» был написан давно, и поэтому сейчас мы совершим путешествие на
машине времени и отправимся в 1963 год, год создания рассказа. Ответьте
на вопросы, чтобы поехать. ·
На каком транспорте путешествовала
семья? ·
Почему во время путешествия
пришлось сделать остановку? ·
Сколько проехали путники до
привала? ·
Какое желание загадывает отец
семейства? (самопроверка
по предложенным ответам). |
||||
Б)
Подтекстовый уровень |
Молодцы,
вот мы и в рассказе. Прочитаем начало рассказа и проведем диалог с автором. День
был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли
в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан
из тишины (предположите, почему?),
но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы,
суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось
и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму.
Край был недвижим, и все двигалось (может
ли такое быть). Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс,
сплошной парадокс (объясните значение
слова), безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком.
Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали
на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были
разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины
и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет
не ходили поезда (Предположите,
почему). На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом
терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала
острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои
очертания на склонах далеких гор. Неожиданно рельсы задрожали. Сидя на путях, одинокий дрозд (что это за птица?)ощутил, как
рождается мерное слабое биение, словно где-то, за много миль, забилось
чье-то сердце. Учитель:
Подумайте и скажите, какое ощущение рождается у читателя, увидевшего этот
пейзаж. (что-то странное, тревожное) Учитель:
Прочитайте эпизод появления героев рассказа и расскажите, что это за люди. (Ответы
детей) Учитель:
Предположите, почему мужчина так строго одет. (Ответы детей) Учитель:
Расскажите предысторию событий. (Ответы детей) Учитель:
Предположите, почему мужчина загадывает странное желание. (Ответы детей) Учитель:
Что же не устраивало мужа и жену в их жизни и что они приобрели в новом мире?
Ответ на этот вопрос сформулируйте, заполнив таблицу, ключевыми словами.
Таблица в тетради
Учитель:
Сбылась ли мечта героев? Можно их назвать счастливыми? (Ответы детей) Учитель:
Сравните их новую жизнь с нашими представлениями о счастье. К каким выводам
можете прийти? (Ответы детей) Учитель:
Расскажите, что же происходит потом. Перечитаем с комментариями тот эпизод,
где мальчику становится скучно.
Мальчику стало скучно, он отошел
к самой воде и бросал палки в море, потом сам же бегал
за ними, изображая ученую собаку. Отец продолжал: — Зимуем в Таксоне,
в самом конце зимы едем во Флориду, весной — вдоль побережья,
в июне попадем, скажем, в Нью-Йорк. Через два года лето проводим
в Чикаго. Через три года — как ты насчет того, чтобы провести
зиму в Мехико-Сити? Куда рельсы приведут, куда угодно, и если
нападем на совсем неизвестную старую ветку — превосходно, поедем
по ней до конца, посмотрим, куда она ведет. Когда- нибудь, честное
слово, пойдем на лодке вниз по Миссисипи, я об этом давно
мечтал. На всю жизнь хватит, не маршрут — находка...(Вы согласны с этим?) Он смолк. Он хотел уже
захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло
в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок,
и получился мокрый комочек(что это
могло быть?). Жена глянула на влажное пятнышко
и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его
подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка. Она ахнула (почему?). Взяла его руку и крепко сжала. Он стиснул ее руку и,
закрыв глаза, через силу заговорил: — Хорошо, правда, если бы
мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось
на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все
кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность,
суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо? Она подумала, потом кивнула.(Почему не ответила сразу?) И тут оба вздрогнули. Потому что между ними (когда
он пришел?), держа в руке бутылку из-под шипучки, стоял
их сын. Лицо мальчика было бледно. Свободной
рукой он коснулся щеки отца, там где оставила след слезинка. — Ты... — сказал
он и вздохнул. — Ты... Папа, тебе тоже не с кем
играть.(Что имел в виду мальчик?) Жена хотела что-то сказать. Муж хотел
взять руку мальчика. Мальчик отскочил назад. — Дураки! Дураки! Глупые дураки!
Болваны вы, болваны! (Почему
именно такие слова использует герой?) Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя
у воды, залился слезами. Мать хотела пойти за ним, но отец ее удержал. — Не надо. Оставь его.
|
||||
3.Концептуальный
уровень |
Учитель:
Подумайте и скажите, почему мама не решилась спросить о содержании письма? Учитель:
Предположите, что написал Джим. Можем
ли мы назвать каникулы наших героев счастливыми? Чего же не хватило им для
счастья? Учитель:
Хотели бы вы отправиться в такие каникулы? Аргументируйте свой ответ. Модель ответа: Герои рассказа оказались в
трагическом одиночестве. С течением времени меняется настроение отца от
радости в день исчезновения людей до отчаяния, мечты о том, чтобы вечером
лечь спать, а «ночью все каким-то образом вернулось на свои места». По
собственному эгоизму герои лишили себя и собственного сына настоящей жизни,
превратив ее в бесконечные и скучные каникулы. Настоящие каникулы потому и
радостные, что ограничены временем. От трудностей жизни люди ушли на
каникулы, но счастливыми не стали.
|
|
|||
III.Итог
урока |
Учитель:
Перед вами характеристики разных жанров? Определите, какие из них можно
отнести к фантастике? Список:
выдумка, чудеса, развлечение, интерес,
мечта, предостережение, польза, обман, вред. Учитель:
Какое слово, по вашему мнению, является ключевым в характеристике фантастической литературы. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ Учитель:
От чего предостерегает человечество писатель Р.Брэдбери? Мы
сформулировали принцип ответственности человека за свои поступки и даже
желания. |
||||
IV.
Домашнее задание |
Учитель:
В рассказе открытый финал. Предположите, что случится дальше. Напишите
продолжение рассказа.
|