Конференция –фестиваль творчества
обучающихся
"EXCELSIOR -2024"
Секция «Техническое творчество»
СТЕНДОВАЯ
МОДЕЛЬ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-47 «БЕРКУТ»
Сведения об авторе:
Хвостёнкова Валерия Евгеньевна, МБОУ «СОШ п.Опытный, 8б
класс
Научный
руководитель:
Павлов Виктор Юрьевич,
учитель физики и информатики МБОУ «СОШ п. Опытный»
Введение
Стендовый моделизм – это
проектирование, конструирование, изготовление в масштабе копий техники,
сооружений, композиций для демонстрационных и воспитательных целей.
Мой
папа увлекается стендовым моделизмом. Наша домашняя коллекция стендовых моделей
насчитывает порядка двухсот моделей самолетов, вертолетов и танков. Я с самого детства любила наблюдать за тем,
как он собирает модели военной техники. Это очень кропотливая работа, мелкие
детали требуют тщательной проработки, необходимо специальное оборудование, а
еще терпение, аккуратность, творческий подход.
Мне интересна история авиации и
космонавтики, а моделирование позволяет погрузиться в историю вопроса,
попробовать себя в роли конструктора, инженера. Я решила самостоятельно собрать
модель истребителя Су-47 «Беркут».
Актуальность проекта заключается в том, что он
расширяет познания в истории своей страны, ее технических достижениях. Стендовый
моделизм дает возможность лучше ознакомится с военной техникой как
настоящего, так и прошлого, позволяет обратить внимание на детали.
Цель работы: создать стендовую модель истребителя
Су-47 «Беркут».
Задачи:
1.
Раскрыть понятие "стендовый моделизм"
2.
Узнать историю создания истребителя Су-47 "Беркут", его основные
характеристики
3.
Выбрать набор для творчества, который станет основой модели.
4.
Собрать модель истребителя Су-47 «Беркут», доработав детали, используя
технологические приемы усовершенствования стендовой модели.
Новизна
работы заключается в том, что будут применены авторские технологические
приемы усовершенствования стендовой модели.
Планируемый результат – созданная стендовая модель
истребителя Су-47 «Беркут».
Основная часть
1. Моделизм изначально был связан с реальной техникой и
средствами передвижения. Морской транспорт исторически признан первым средством
передвижения. Первые модели кораблей были выполнены из дерева или глины во
времена Древнего Египта, а старейшие находки датируются X веком до нашей эры.
В конце XVIII
века была создана первая модель паровоза. И именно с этого момента зарождается
железнодорожный моделизм.
В XIX веке
появляются первые сборные модели машин, а затем и самолётов. Самое большое
внимание было обращено на авиационный моделизм, т.к. самолёты в то время
являлись экзотикой. Первую сборную модель-копию придумал англичанин Джеймс
Стивенс. Позже он стал основателем компании SkyBird, которая выпустила эту
модель в масштабе 1:72. Этот масштаб до сих пор используется
фирмами-производителями в качестве одного из основных.
Вместе с
появлением новых типов сборных моделей увеличивается и число
фирм-производителей, некоторые из них заслужили признание любителей моделизма.
Например, Italeri (Италия), Revell (Германия), Testors (США), Tamiya (Япония),
Звезда (Россия). В современном мире стендовый моделизм имеет немалое
военно-прикладное значение, а также относится к числу хобби по всему миру.
В России в
1975 году Коммунистической Партией Советского Союза было решено развивать
научно-техническое творчество молодёжи и в направлении пластиковых
моделей-копий. Поэтому в 1976 году были закуплены пресс-формы обанкротившейся западной
компании FROG. Советские представители договорились о закупке примерно ста
пресс-форм. С этого времени стендовый моделизм в нашей стране стал интенсивно
развиваться
Стендовый
модели́зм — вид технического творчества (хобби), изготовление уменьшенных
моделей и макетов различной техники,
копия создаётся в определённом масштабе.
Стендовая модель
точно отображает вид прототипа. В стендовом моделизме стремятся к как можно
более точному и детальному копированию прототипов, вплоть до воспроизведения
мельчайших деталей на технике, оттенков окраски, внутреннего оборудования,
шрифта надписей, имитации характерных загрязнений и повреждений и т. п. Нередко
воспроизводится не просто самолёт или танк данного типа, а конкретный
исторический экземпляр со всеми характерными для него индивидуальными
особенностями, к тому же по состоянию на определённый момент времени. Стендовые
модели делятся на модели-копии (промышленно изготовленный из пластмассы
набор деталей для самостоятельного изготовления (сборки, обычно склеиванием)
масштабной модели) и диорамы
(воссозданная в миниатюре боевая или бытовая сцена (как реально происходившая,
так и произвольная) с использованием моделей техники, «объёмная картина»).
На данный момент в
России существует 10 фирм, выпускающих продукцию для стендового моделирования: «Звезда»
- г. Лобня, Московская область, «ARK Models» - г. Москва, «Моделист» -
г.Санкт-Петербург, «Восточный Экспресс»
- г. Москва, «Бегемот» - производитель декалей, «Микродизайн – Фототравление»
- г.Севастополь, «KAV modelsKAV-models»
- модельная химия и аксессуары для моделей, «Пластмастер АКИТКСМ»- химия и
аксессуары для диорам, «Модельхимпродукт»- пигменты нового поколения, «Аврора хобби»
- товары и аксессуары для хобби и увлечений (в том числе и для моделизма).
Стендовый
моделизм также подразделяется на два вида. Первый вид - это постройка моделёй
"c нуля" из разных материалов (дерева, пластмассы, бумаги) по
чертежам и документации. Второй вид - сборка моделей из готовых наборов,
продающихся в магазинах. Этот вид стендового моделизма, хотя и появился
сравнительно недавно, наиболее популярен во всём мире в настоящее время.
2. В конце 1970-х армия СССР
стала нуждаться в самолёте нового поколения. Новый самолёт должен был:
- Развивать сверхзвуковую скорость на
крейсерском режиме полёта.
- Вести всеракурсный обстрел воздушной цели в
ближнем бою.
- Обладать малозаметностью для радаров.
- Иметь сверхманёвренный режим
полёта.
ОКБ Сухого начал свой проект, подходящий
под требования армии под обозначением «C-22». Однако к началу разработки
завершились испытания и началось внедрение в серию Су-27, так что
необходимость в проекте отпала. Из-за этого ОКБ Сухого получило
от Министерства авиационной промышленности СССР задание по созданию
самолёта с крылом обратной стреловидности (КОС) в рамках отраслевой
исследовательской программы с 1983 года (позднее закрыта в 1988 году). В
результате работы в течение первых пяти лет было проработано восемь
вариантов аэродинамической компоновки новой машины, в ОКБ выбрали и уточнили
основные параметры аэродинамической схемы; по одному из вариантов выполнили
рабочее проектирование. В 1988 году по согласованию с ВВС было принято
решение о полномасштабной разработке на базе выбранной схемы экспериментального
самолёта. Главным
конструктором был назначен Михаил Погосян, и заказчиком проекта стал
выступать военно-морской флот СССР, что и предопределило дальнейшее
развитие проекта как перспективного самолёта для авианесущих крейсеров. Проект
переименовали и назвали Су-27КМ (корабельный модифицированный).
Впоследствии, после распада СССР, а
также кризиса в авиационной промышленности страны финансирование проекта
прекратилось, и ОКБ Сухого продолжил разработку
самолёта под кодовым обозначением «C-37».
Первый полёт самолёт совершил 25
сентября 1997 года. Впоследствии, дважды показывался на авиасалонах МАКС-1999 и МАКС-2001, где был переименован
в «Су-47». Проект был остановлен в пользу Су-57; сейчас самолёт является экспериментальным.
Сейчас истребитель Су-47 «Беркут» в
единственном экземпляре находится в аэропорте Жуковский в Москве.
Истребитель Су-47, как и любой другой
самолет, имеет свои достоинства и недостатки.
Из плюсов можно
отметить: высокие
несущие свойства на дозвуковых скоростях; устойчивость к сваливанию и штопору на
больших углах атаки; отличную маневренность; использование передовых систем и
вооружений; истребитель оснащен передним назначенным шасси,
что облегчает взлет и посадку, а также позволяет применять более короткие
взлетно-посадочные полосы; Су-47 имеет возможность выполнения беспилотных
полетов, что расширяет его операционные возможности; возможность дозаправки в полете позволяет
увеличить время нахождения в воздухе и значительно увеличивает радиус полета; форма крыла и
стреловидности обеспечивают низкое сопротивление воздуха и высокую подъемную силу;
Су-47
оснащен различными боевыми системами и вооружением; истребитель
также обладает высокой ударной мощностью и может эффективно уничтожать цели на
больших расстояниях.
Самый большой минус истребителя в том, что
крылья обратной стреловидности при большой
нагрузке могут начать
разрушаться. Еще один минус – самолет имеет высокую стоимость
эксплуатации и
обслуживания.
3. Выбор
модели. Для работы я выбрала сборную модель фирмы «Звезда». Модель
красивая, детализированная, реалистичная. В набор входили отливки - пластиковые
детали, инструкция, подставка для самолета и декали – переводные рисунки.
Модель также имеет
возможность подвески оружия, что придает ей больше реализма и динамики.
Стоимость сборной модели 995 рублей, клей и краски в стоимость набора не входили.
4. Материал,
инструмент. Кроме базовой сборной модели мне понадобились пилки, модельные краски, скотч, аэрограф, грунт,
кусочек свинца, пинцет, кусачки, клей, кисточки, вода, лак.
Технологический процесс
1) Сначала я
разобрала набор.
2) Далее я вырезала
кусачками те детали, которые мне понадобятся с самого начала – крылья и
2 большие детали,
из которых состоит корпус самолета. В нижней части корпуса я вырезала
отверстие, чтобы
будущую модель можно было установить на подставку.
3) Затем я занялась
сборкой кабины пилота. Я покрыла серым грунтом кресло и самого пилота, чтобы
потом легче было их покрасить акриловой краской. Теперь нужно подождать, когда
грунт засохнет.
4) Приступила к
шлифовке деталей, чтобы модель смотрелась аккуратно.
5) Затем я склеила
корпус самолета. Для склеивания я использую специальный клей для пластиковых
моделей марки «TAMIYA»
6) Далее в переднюю
часть самолета я положила небольшой кусочек свинца. Это нужно для того, чтобы
модель могла стоять и держала равновесие.
7) Затем приклеила
кили. Кили самолета Су-47 «беркут» имеют развал во внешнюю сторону.
8) Подготовила
стекла кабины пилота к покраске. Для этого их необходимо обклеить скотчем и
покрыть специальной маской.
9) Грунт уже высох,
поэтому теперь можно собрать кабину. Пилота нужно было раскрасить вручную.
Внутрь кабины переносим декали под номером 17,18,19.
10) Теперь
собранную кабину пилота приклеиваем к корпусу и закрываем носовую часть.
11) Затем
приклеиваем воздухозаборники.
12) Далее я покрыла
подставку черным грунтом, но уже не вручную, а с помощью аэрографа.
Теперь нужно ждать
сутки, чтобы грунт высох, а потом уже можно будет покрыть подставку серебряной
краской.
13) Теперь
приклеиваем «заднее горизонтальное оперение» - еще одну пару крыльев.
14) Затем
приклеиваем фонари – так называют стекла.
15) Теперь, когда
модель собрана, приступаем к покраске. Для начала модель нужно загрунтовать.
Для этого нужен черный грунт и аэрограф. После покрытия оставляем модель на
одни сутки сохнуть.
16) Грунт высох и
теперь можно покрывать модель уже краской. Краску я использовала той же марки, что и клей.
17) После того, как
краска высохла, можно снимать маску и скотч с фонарей.
18) Носовую часть я
покрасила белым цветом.
18) Теперь осталось
перенести оставшиеся декали на модель. Чтобы перенести декаль, нужно сначала
погрузить ее на 1 минуту в воду. Сначала я перенесла декали в виде звезд –
большие – на верхнюю и нижнюю стороны крыльев, а маленькие – на кили. Декали в
виде флагов России
нужно перенести на края крыльев (с двух сторон), килей и на
область, где располагаются воздухозаборники.
Декали с надписью «ОКБ СУХОГО» располагаются прямо под передними
маленькими крыльями с обеих сторон. Рядом с ними расположена цифра 01.
Экономический
расчет затрат на изготовление стендовой модели СУ-47 «Беркут»:
С учетом того, что
стоимость готовой стендовой модели самолетов СУ в масштабе 1:72 на сайте https://www.astrozona.ru (готовые стендовые
модели) колеблется от 5 до 22 тысяч рублей, считаю проектируемое
изделие экономически обоснованным.
Экологический
аспект. Изготовление и эксплуатация стендовой модели истребителя пятого
поколения Су-47 «Беркут» не повлекут за собой изменений в окружающей среде,
нарушений в жизнедеятельности человека. При изготовлении были соблюдены все
требования безопасности при обращении с рабочими инструментами, покраска
проходила в хорошо вентилируемом помещении. Утилизация отходов производилась с
учетом правил отдельного сьора твердых бытовых отходов.
Реклама.
Стендовая модель истребителя пятого поколения Су-47 «Беркут», собранная
мной, предназначена для подарка
родственнику. Однако при желании можно выставить ее для продажи, используя
специализированные интернет-площадки.
Заключение
1. Стендовый моделизм – это проектирование, конструирование,
изготовление в масштабе копий техники, сооружений, композиций для
демонстрационных целей. Стендовый моделизм имеет богатую историю. Прообразы
моделей были известны еще в X веке до нашей эры, однако подлинного расцвета
этот вид технического творчества достиг в наши дни. Множество фирм во всем мире
выпускают товары для стендового моделизма, интернет-сообщества моделистов
пользуются большой популярностью и насчитываю десятки тысяч подписчиков.
2. Для создания стендовой модели я выбрала
модель истребителя пятого поколения Су-47
«Беркут». Истребитель Су-47,
впервые поднятый в воздух 25 сентября 1997 года летчиком-испытателем ОКБ Сухого
Игорем Вотинцевым, считается одним из самых необычных самолетов. В первую
очередь, благодаря своей главной особенности – крылу обратной стреловидности.
Не такими приметными внешне, но не менее передовыми технологиями в Су-47 стали
цифровая система управления и композитные материалы. Су-47 не пошел в серию,
машина выпущена в единственном экземпляре. Однако технологии, примененные на
«Беркуте», легли в основу новейших российских самолетов
3. Для работы я выбрала сборную модель
фирмы «Звезда». Модель красивая, детализированная, реалистичная. В набор
входили отливки - пластиковые детали, инструкция, подставка для самолета и
декали – переводные рисунки. Модель также имеет возможность подвески оружия,
что придает ей больше реализма и динамики.
4. Мной была создана стендовая модель
истребителя пятого поколения Су-47
«Беркут», при создании была соблюдена технология создания модели, а также
применены приемы усовершенствования стендовой модели.
Модель
не только дает точное представление о внешнем виде прототипа, но и отвечает
всем главным техническим требованиям, предъявляемым к нему.
Аккуратно
собранная и покрашенная модель военной техники - это идеальный подарок близкому
человеку. Создание модели показалось мне очень интересным занятием, я узнала
много нового как о моделизме, так и самом самолете, мне было интересно работать
с мелкими деталями, последовательно выполняя все операции.
Информационные ресурсы:
3.Ильин В.Е. Боевые
самолёты России XXI века. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 111-128
4.Опытный самолёт
Су-47 "Беркут" // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 27-28.